Музыкальный театр им. .С
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представляет главную премьеру 105-го сезона — оперу «Русалка» композитора Александра Даргомыжского по неоконченной драме Александра Пушкина. Премьерные показы спектакля, режиссером-постановщиком которого выступил Александр Титель, состоятся 26, 27 и 28 июня.
Александр Даргомыжский писал «Русалку» с 1843 по 1855 год, когда национальный стиль в оперном искусстве только начинал формироваться. Поэтому Даргомыжского считают одним из первопроходцев русской оперы со славянскими мотивами в музыке и сюжетом с русскими персонажами, характерами и обстоятельствами. В партитуре Даргомыжского органически сочетаются драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы.
Но главным новшеством, которое привнес Даргомыжский в оперу, стали психологический реализм и новаторские музыкально-драматургические принципы сквозного развития сюжета. «Русалку» называют первой русской лирико-драматической бытовой оперой, в которой драма обычных людей выведена на передний план. В центре сюжета оказывается не героическая фигура, а дочь Мельника Наташа, которую оставил Князь, вынужденный жениться на другой. Оскорбленная девушка бросается в воды Днепра. Проходят годы, но Князь не может забыть свою первую любовь. А Наташа, превратившаяся в русалку, мечтает о мести.
Глубокий психологизм этой оперы стал фокусом внимания для Александра Тителя. Художественный руководитель оперной труппы МАМТа предлагает взглянуть на фантастический мир как на проекцию внутреннего мира человека.
«Есть чудесные, несправедливо полузабытые страницы русской музыки. «Русалка» Даргомыжского из таких, а потому очень хочется вернуть ее на сцену, дать вслушаться в эту свежую, естественную стихию русской музыки. К тому же в основе произведения — пушкинский сюжет, и эта премьера — наш подарок зрителям к 225-летию со дня рождения главного поэта нашей страны, который не просто создал выдающиеся произведения русской литературы, а заложил ее фундамент. Его поэзия, проза и судьба самого Пушкина стали частью русской ментальности», — отметил Александр Титель.
Сценографию и костюмы для спектакля создает главный художник МАМТа Владимир Арефьев. Визуальное решение подчинено главной идее произведения — вывести на передний план человеческую драму, предоставив для этого лаконичное пространство сцены. Но за этой простотой, которую увидит зритель, скрывается масштабная многомесячная работа художественно-технологического комплекса театра. Так, основанием для всех сцен спектакля будет служить пандус размером 15 на 16 метров. Он представляет собой металлокаркас, обшитый сосновой доской, расписанной вручную.
А в пошивочных цехах МАМТа специалисты создают около 250 костюмов — для трех составов исполнителей главных партий, артистов хора, миманса, специально приглашенных арфисток и артистов цыганского театра «Ромэн». При производстве костюмов применяются исторические ткани, а также технология «обживания», которая предполагает многократную стирку и варку предметов, чтобы их состарить. Кроме того, художники создают костюмы, которые можно легко сменить. Например, в одной из частей спектакля 70 артистов хора должны переодеться из народных костюмов в свадебные примерно за две минуты.