Борьба пластика со сталью и мечта о мире: как художники осмысляют современность
Донецк, 14 июн — корр. ДАН. Выставка «Русский стиль: сталь» открылась в Донецке, представив взгляд художников России на современность, Донбасс и будущее страны. Донецкое агентство новостей подготовило онлайн-экскурсию вместе с идеологом проекта, художником, добровольцем СВО Антоном Беликовым.
Песнь стали и пластика
«Этот проект, он придуман здесь, на Донбассе. Участвовали художники со всей России. Смысл проекта сводится к тому, что мы сейчас, объективно, живем на страницах учебника истории, и каждый день пишется история будущего, история нашей будущей Россия», — сказал Беликов.
Идеолог проекта — коренной москвич, в Донбасс впервые приехал по зову сердца в 2015-м как творец, волонтер гуманитарных миссий, со временем — доброволец. Первый стрит-арт выполнил в поселке Зайцево в прифронтовой Горловке, затем возил помощь для больниц и фельдшерских вместе с московским клубом «Добрые русские люди».
«Когда я уже приехал сюда добровольцем, мы рассуждали, думали о том, как осмыслить все происходящее. Понятно было, что все это нужно делать через образы, потому что образы появляются раньше, чем появляются тексты. Очень часто идея с начала становится изображением, а только потом превращается в какой-то связный текст, который пишут мыслители», — поясняет он.
Шли поиски формата воплощения идеи. Думал над этим и боевой товарищ Антона — сапер с позывным Архимед, который стал добровольцем с 2014-го. В один из дней Архимед вместе с сослуживцами попал под обстрел, в результате которого получил тяжелое ранение.
«Когда я увидел его бронежилет, он есть в экспозиции, посеченный осколками, весь в крови, я понял, что весь наш нынешний художественный разговор — это разговор о стали, о стальных идеях, о стальных людях, о металле вообще, как о материале войны, потому что это не война России против Украины, это не война России против объединенного Запада, если смотреть глазами художника, это — война стали и пластика. Мы — цивилизация стали, мы такими стали, мы превратились в таких людей в ходе исторических событий ХХ века, а противостоит нам сейчас цивилизация пластика», — отметил Беликов.
О скитаниях вечных и постиронии
Случай с Архимедом стал отправной точкой проекта. Антон стал собирать плиты от бронежилетов в качестве холстов для творений художникам. Авторам, которые присоединились к нему, предлагалось серьезно поразмыслить о современных событиях. «Очень много в современном искусстве такой вот шутейки всякой, иронии, постиронии — такие все постмодернистские дела, а хотелось разговора о серьезном. Главной задачей я видел выдерживание серьезного ключа в современном искусстве, а это не просто многим дается», — поясняет собеседник агентства.
Сталь стала метафорой нынешнего исторического момента, художественного осмысления действительности. Беликов и сам создал работу для выставки, она называется «Сын». Автор расписал бронеплиту в виде древнеримского доспеха, нанеся поверх него надпись белой краской: «Сын». Расписывал «холст» на «располаге». «Это вот идея, что каждый, кто здесь находится, это чей-то сын. Это такая важная история, важное напоминание о смысле этого всего. Вообще сами по себе, все эти происходящие события — это разговор о том, что такое человек, что такое человеческое поведение, что такое не человеческое, что бывает, когда человек утрачивает человеческий облик, о героизме», — говорит творец.
Он убежден, что Донбасс — место концентрации людей будущего, которые построят сверхновую Россию.
История про людей и землю, которая увидит мир
У каждой работы есть своя история, но многие из них на религиозные мотивы, при чем не только христианские, но и мусульманские. Выразить современные события сквозь призму буддизма уже захотели и жители Калмыкии. Среди участников проекта как именитые творцы, например, есть работы лауреата премии Кандинского Алексея Беляева-Гинтовта и скульптора Александра Рукавишников, так и начинающие художники.
По данным, музея, где экспонируется выставка, всего в ней представлено около 80 экспонатов, включая 30 картин. Например, вятский художник Максим Синдерович представил картину «Здравствуй, солдат», на которой боец читает письмо на фронт от ребенка. Наш собеседник вспоминает, как и сам вместе с сослуживцами читал письма, присланные бойцам к Новому году воспитанниками Санкт-Петербургского художественного лицея им. Иогансона. В ответ бойцы записали видеообращение к лицеистам. «Я неожиданно увидел, что люди, которые приехали воевать и в своей жизни такое видали, что мало никому не покажется, такие тоже стальные люди, они растрогано записывали это видеообращение к совершенно незнакомым петербуржским девочкам-художницам. Я неожиданно ощутил эту связь фронта и тыла, это, пожалуй, самое важное, что здесь есть», — говорит Беликов.
«Для меня самая важная история, это не история про войну, про войну не интересно и не хочется, мне гораздо важнее про людей и про возвращение к какой-то норме о возвращении к жизни, где люди ходят в музеи, посещают галереи, театры, — кстати, я шел пить кофе, а там репетиция в театре и слышно как разминает вокалистка — это все настолько круто, и настолько хорошо, и вот мне мечтается вот этом, мне мечтается о том, что эта земля, которая 10 лет не видела мира, что она наконец этот мир увидит и просто будет нормально жить», — заключил идеолог проекта.
Мы осмотрели выставку сами. Нам понравилось, рекомендуем.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!