Александр Дейнека: объединяя Курск и Донбасс
Донецк, 14 авг — ДАН. Каждый человек на постсоветском пространстве знаком с картинами Александра Дейнеки, даже если не знает об этом. Его характерный стиль сложно перепутать с чьим-то еще. А в наших публикациях мы уже косвенно упоминали этого художника: именно Дейнека стал автором воспевающих Донбасс картин, мозаики по которым украшают станцию московского метро «Новокузнецкая».
ДАН рассказывает об одном из величайших представителей советского искусства.
Дейнека родился в 1899 году в Курске и вырос атмосфере простой трудолюбивой семьи. Вероятно, именно это оставило свой первый след в работах будущего мастера: на протяжении всей жизни он воспевал волевых, спортивных, физически крепких людей, их красоту и красоту их труда.
Отец художника работал на железной дороге, и Александр пошел в железнодорожное училище, чтобы продолжить его дело. Однако любовь к рисованию победила, и уже через год он поехал поступать в художественное училище в Харьков. Отец этот выбор не поддержал и отказался материально помогать сыну, однако Дейнека продолжал учиться. Ему больше нравилась графика, чем живопись, в том числе и потому, что масляные краски были дорогими.
В последствии будущему художнику пришлось сменить много специальностей: он работал учителем в женской гимназии, оформителем в театре, фотографом в Уголовном розыске. В 1919 году Дейнека служил в армии, где возглавлял художественную студию. Руководство обратило внимание на талантливого юношу и отправило его в командировку в Москву. Так Дейнека оказался в одном из лучших художественных училищ — Вхутемас (эта аббревиатура расшифровывается как Высшие художественно-технические мастерские).
Дейнека довольно быстро нашел себя. Этому способствовал и тот факт, что в 1930-х в моду вошли здоровый образ жизни и физкультура. Художник и сам любил спорт: он с детства бегал, увлекался плаванием и гимнастикой, боксом, играл в волейбол. Ему нравилось рисовать спортсменов и физкультурников, и в этом Дейнека достиг совершенства: сложные позы, динамичные ракурсы наполняли его картины жизнью, движением, а монументальный пафос, с которым он писал своих героев, подчеркивал их силу духа. Это были люди будущего, потомки античных атлетов.
Место силы — Донбасс
Дейнека впервые приезжает в Донбасс в 20-е годы. Из этой поездки он привозит огромное количество набросков: шахтеры за работой, мужчины и женщины, тяжелый труд, но в то же время — настроение, красота, решимость и воля, которые запечатлены на холсте. Донбасс стал для Дейнеки местом силы. Он осмыслял ту поездку долгие годы и писал Донбасс тоже тоже долгие годы.
Так, в полотне «Донбасс. Обеденный перерыв», написанном в довоенное время (1935 год) художник использовал тот же прием, что и при изображении физкультурников. Дейнека изобразил молодых шахтеров, которые выбегают из реки. Их фигуры словно надвигаются на зрителя, сверкающие брызги и короткие контрастные тени (словно рубленые) передают ощущение полуденного зноя. Лица шахтеров не прописаны четко, но этого и не нужно — это молодые, сильные люди, атлетически сложенные, собирательный образ идеального гражданина СССР — рабочий класс, гордость региона.
Донбассу посвящена и еще одна знаковая работа Дейнеки, одноименная картина 1947 года. Пострадавший от войны регион восстанавливается быстрыми темпами, нужно запускать шахты, производства, нельзя остановиться ни на секунду. Здесь внимание в первую очередь привлекают фигуры двух женщин на переднем плане. Они выполняют тяжелую работу, но выглядят волевыми, красивыми. В их позах — решимость. А теперь приглядитесь к заднему плану картины: там тоже кипит работа. Никто из изображенных на полотне людей не стоит на месте, и сама картина словно наполняется движением, грохотом вагонеток и паровозными гудками.
А платья главных героинь намеренно изображены художником ярче, чем они, вероятно, были на самом деле. Это надежда на будущее. Прекрасное и мирное.
Дейнека умер в июне 1969 года в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Его работы можно увидеть в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и других.