Денис Григорюк: Жутко. Дико. Неравнодушно
Жутко. Дико. Неравнодушно
Март 22-го. Двор Мариуполя. Двое пацанов кривляются на фоне сгоревшего дома. Увидев камеру, ставят рожки и поднимают большие пальцы вверх. Они вышли из подвалов несколько дней назад, когда линия фронта продвинулась вглубь города. На поверхности все так же небезопасно, но находиться в убежище уже невыносимо. Запах гари, холод и чернота выдавили гражданских из подвалов. Гремят артиллерия и танки, ещё слышны автоматные очереди, хлесткие выстрелы снайперских винтовок, жужжание двигателей бронетехники, а двое пацанов смеются, словно не верят в то, что происходящее вокруг них реальность, а не игра.
В этот мариупольский двор меня вернул фильм Макса Фадеева "У края бездны". За несколько дней до моего приезда Макс был в этом дворе с бойцами "Сомали". Этот эпизод вошёл в первую серию их с Сергеем Белоусом большого документального фильма.
Лента словно берёт за руку и ведёт по улицам Мариуполя. Вот красный кирпичный дом, в котором прятались десятки гражданских. А там стоит сгоревший "жигуль". Пройдешь чуть дальше и видишь тело женщины без руки, подойти к трупу не получается - свистят вражеские пули. На перекрестке стоит подбитый танк с Z на борту. Все это видел своими глазами 2,5 года назад, а во время просмотра фильма, словно вновь запыхаясь, бежал между чёрных домов, едва спасшись от обстрела.
Вжух, и вот концовка первой серии с информацией о бойцах, которых нет с нами. Этот эпизод меня переносит в машину "Кумара". Едем в его "Патриоте" по расквашенным декабрьской оттеплью дорогам. Боец рассказывает, что из штурмовавших Мариуполь "сомалийцев" в строю осталось с пяток людей. Кто погиб, кто затрехсотился и ушёл на пенсию. К декабрю 2023 года подразделение сильно изменилось. "Кумар" согласился взять меня поснимать солдат с одним условием - сделать кадры на память. Бойцов ни сегодня, так завтра - не будет в живых. Останутся только карточки. Теперь они в моем фотоальбоме "Донбасс. Война и Люди" и в едва вышедшей книге "СВО. Пекло войны".
Те слова командира "Сомали" я запомнил, ведь они мне позволили осознать ценность, как фотографии, так и книг, альбомов и подобных фильмов, что сделал Макс с коллегами. Это не только для родных и близких, не только для очевидцев, все это нужно каждому. Даже если не все это понимают, даже если кто-то от этого прячется, даже если кому-то кажется, что ему это не нужно и его не касается.
Иди и смотри!