Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор Telegram-канала @radlekukh
Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор Telegram-канала @radlekukh
Фактически одновременно появившиеся в Foreign Policy и The Economist большие аналитические материалы об угрозе уничтожения украинской сталелитейной промышленности из-за приближения фронта к Покровску интересны даже не столько приводимыми там достаточно объективными данными и внятным и довольно-таки добросовестным их разбором, сколько тем, что, оказывается, западные деловые круги волнует состояние украинской металлургии. На украинскую сталь было довольно многое завязано в западных технологических цепочках. Но уж совсем занимательным выглядит то, что Запад эта проблема реально волнует, а Украину нет.
Впрочем, давайте по порядку.
Так, в частности, The Economist достаточно справедливо напоминает, что ещё совсем недавно, в 2021 году, Украина всё-таки занимала 14-е место в мире по производству стали. Но уже в 2023 году (всего-то два года прошло — срок для предприятий с длинными циклами реально ничтожный) она умудрилась рухнуть сразу на десять позиций — на 24-е место. А с утратой расположенной под Покровском последней крупной шахты, где добывается необходимый в металлургии коксующийся уголь, РФ удастся, цитируем, «уничтожить сталелитейную промышленность Украины». И, как писал в своё время Михаил Афанасьевич Булгаков, интереснее всего в этом вранье то, что оно — враньё от первого до последнего слова.
Во-первых, никто (не только Россия, но даже и Запад!) не сделал для уничтожения украинской сталелитейной промышленности столько, сколько сама Украина. Иногда даже возникало ощущение, что это уничтожение «советского наследства» велось осознанно и вполне себе даже целенаправленно, в том числе и по чисто политическим причинам. И тут не надо даже ничего домысливать: все очень хорошо помнят, как начиная с 1990-х Киев постоянно повторял, что Донбасс — это никому не интересный и дотационный регион. Как киевские «европейски ориентированные» чиновники внушали жителям многомиллионного индустриального региона, что они вторичны, что они обуза не только для экономики, но даже и для народа Украины. Теперь же вдруг оказывается, что без Донбасса весь украинский индустриальный проект чисто экономически не жизнеспособен. Причём даже в той своей части, которая по-прежнему (иначе б так не беспокоились в Foreign Policy и The Economist) интересна — хотя бы в качестве ресурсной базы — экономикам развитых стран.
И тут в общем всё просто: восток и запад Украины так и не стали единым целым — в первую очередь политически. И «политические украинцы» совершенно не парятся по поводу крушения индустрии востока ровно по той же причине, по которой ВСУ чисто террористическим образом разрушают гражданскую инфраструктуру на освобождаемых нами территориях. Природа этого явления одна, это даже не требует никаких дополнительных доказательств.
Во-вторых, Россия ни в коем случае не собирается целенаправленно уничтожать сталелитейную промышленность. Собственно, тут тоже не надо ничего придумывать — достаточно взглянуть, как на фоне катастрофически обрушающейся экономики Незалежной возрождаются освобождённые от режима Зеленского территории. В том числе угледобывающая промышленность. И нет никаких сомнений, что шахта в освобождённом Покровске тоже в скором времени оживёт. Коксующиеся металлургические угли — реальный дефицит, они нужны всем. Что тут можно добавить: уж очень географически правильное месторасположение предки для этих заводов выбрали. А русские (это просто невооружённым глазом видно на примере возрождения и интеграции освобождённых территорий) — слишком рачительные хозяева для того, чтобы превращать Донбасс и прилегающие к нему территории в «зону упадка».
Это только киевская Банковая могла позволить себе такую «роскошь».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
#Украина #сталелитейнаяпромышленность #Россия #Донбасс #СВО