ВСУ распыляют напалм с дронов: Как появились украинские "беспилотники отчаяния" и как их сбивают
Как известно, самый лучший двигатель военной мысли, это нехватка оружия (средств поражения) и боеприпасов. Именно дефицит снарядов, буквально заставил ВСУ искать замену артиллерии. Советские арсеналы подчистились за два года СВО, а с поставками снарядов 155 мм «натовского калибра», начала твориться какая-то неразбериха. Явно, работа западного ВПК не поспевала за боевыми действиями.
И тогда бандеровцы начали наращивать выпуск одноразовых дронов-камикадзе. Дешевых, около 40 тысяч рублей за штуку и собирать их можно на колене или в подвале и на этажах здания заводской лаборатории авдеевского «Коксохима».
Когда боеприпасы закончились Украина начала применять дешевые дроны=камикадзе с зарядами.
Дмитрий СТЕШИН
Товарищ с позывным «Харам» в день расстреливал на заводе по три десятка патронов с дробью – отбивался от вражеских дронов. Я не возьму на себя смелость утверждать, что именно бандеровские дроны замедлили наше наступление на «Коксохим» и Авдеевку. Но, сильно усложнили – это факт.
Проблему вражеской малой авиации удалось решить только с помощью нашего «сверхоружия» - ФАБ 500 с модулем планирования и коррекции. Помню, мы стояли с «Харамом» на третьем этаже лаборатории, на краю огромной воронки, срезавшей часть здания. «Харам» рассказывал:
- Они очень удачно выбрали место для базирования, видишь, оно прикрыто заводским цехом. Мы долго не могли найти стартовую площадку, откуда они выпускали дроны, и где их сажали. Нашли. С помощью нашего дрона-разведчика. Попросили помощи у «старших братьев» и через несколько часов прилетела ФАБ…
Внизу, из завалов бетона торчали ярко-синие штанги и валялись транспортировочные контейнеры от тяжелого дрона под общим названием «Баба-Яга». Бандеровцы призвали в ВСУ так называемые «агродроны». Эти дроны уже десяток лет по всему миру, применяют для обработки полей от вредителей. И на наши позиции в лесопосадке, выливал зажигательную смесь именно такой дрон.
Украина никогда не стеснялась применять «не конвенционное оружие» - так называемые «зажигательные боеприпасы». В первых числах июня 2014 года зажигательные фосфорно-термитные мины калибра 120 мм применяли по окраинам Славянска. Ночью я увидел с балкона, как струи белого огня изливались из черного неба на больничный комплекс в деревне Семеновка.
Следующим днем, в той же Семеновке, я попал под эти боеприпасы и смог снять их применение. Коллега, военкор Александр Коц, стоял спиной к падающим с неба термитно-фосфорным шашкам, и к счастью, не видел толком, что происходило за его спиной. А я, к концу стендапа, даже начал дергать камерой – было ощущение, что следующая серия «зажигалок» приземлится нам на головы. Мы уже успели увидеть, как термитная шашка выжигает в асфальте колодец глубиной сантиметров 30…Осенью этими минами стали бомбить Донецк и наши позиции под аэропортом.
Украину, кстати, наругали в ЕС за применение «неконвенционных боеприпасов по жилой застройке». Поэтому с фосфора ВСУ перешли на боеприпасы с магниевыми шашками – 180 штук в одной ракете «Града». Температура горения у магния выше, зато прогорает шашка быстрее. Мне, как потенциальной жертве этого оружия, разницы никакой. В августе 2022 года, я заснял прямо из окна своей донецкой кухни, как наш квартал накрыли «градами» с «конвенционной» магниевой начинкой…
Не было сомнений, рано или поздно ВСУ дойдут до применения напалма. Вот только выбор средств доставки был небогат – только беспилотники.
Главная проблема «малой беспилотной авиации» это ее низкая грузоподъемность, а значит, дон может нести только очень маломощный снаряд. Эволюция боеприпасов к дронам выглядела так. В 15-16 годах, на Донбассе, кто-то додумался засовывать гранату Ф-1 (т.н. «лимонку») в стеклянный стакан из ростовской ИКЕИ стоимостью 22 рубля штуку. Стакан гарантированно бился о землю, предохранительный рычаг УЗРГМ высвобождался, через несколько секунд происходил взрыв. Средством доставки являлись давно уже устаревшие квадрокоптеры «Фантом». Маломощные, с ограниченным радиусом действия.
Дальше в ход пошли выстрелы от подствольных и автоматических станковых гранатометов – ВОГ (выстрел осколочный гранатометный). Малая мощность, малый разлет легких осколков от которых спасали даже перекрытия траншей и блиндажей из банальных веток.
Поэтому авиаштурмовики начали делать боеприпасы самостоятельно. Причем развитие инженерно-военной мысли шло с обеих сторон фронта абсолютно параллельно. На 3D – принтерах стали печатать хвостовики для стабилизации боеприпаса в полете. А сам боеприпас (иногда, это просто бутылка от минералки 0,5) стали заряжать любой, максимально-мощной взрывчаткой. С поражающими элементами все изгалялись как могли – гвозди, нарубленная арматура, гайки и болты, шары от подшипников…
В ответ воюющие начали углубляться в землю и перекрывать траншеи и капониры заборной сеткой. Оборудовав позицию, правильные командиры вызывали свои дроны – проверить качество маскировки и «устранить замечания». Все эти меры помогали снизить потери.
Следующий шаг был неминуем – появление «тяжелых дронов». Они могли нести на себе четыре противотанковые мины сразу! Или 8 мин калибра 82 мм. Сравнимо с залпом минометной батареи из двух огневых взводов! Стоит такое летающее устройство от 1.5 миллионов рублей и до последнего времени продавалось свободно. Скорость при полной загрузке – 40 км/час, дальность до 10 километров, высота до 400 метров. Может иметь и шесть винтов и восемь. Но самый главный параметр: в гражданском варианте, «Баба-Яга» могла нести бак с жидкостью объемом до 40-60 литров. И штатную систему распыления отравы.
Донецкий авиаразведчик с позывным «Рекс», военный химик по образованию, так прокомментировал это видео с «Бабой -Ягой»:
- Судя, по цвету пламени, ярко-оранжевое с черным жирным дымом, это напалм. Или, так называемый «загущенный бензин». Его существуют десятки видов, и загустить бензин можно до разной консистенции, так, что он спокойно будет распыляться вместо удобрений. Опять же, форсунки распылителей можно рассверлить…
По мнению моего собеседника, ничего нового украинцы не изобрели. Каждый «агродрон» с завода комплектуется штангой с распылителями и баком для смеси. Единственное, что вызвало у «Рекса» вопрос – как была решена система поджига напалма в воздухе. Впрочем, он заметил, что и в этом нет ничего сложного, все решается серией экспериментов.
Да, распыление напалма «агродронами» впечатляет. За один заход враг накрыл около сотни метров позиций в лесопосадке и судя по детонации каких-то боеприпасов – удачно. Но, «сельский дрон» сложно назвать «сверхоружием», которое переломит ход войны. Он очень медленный, очень шумный. Он с трудом может работать в плотной застройке, среди оборванных проводов и деревьев.
Я видел снятое на камеру тепловизионного прицела противостояние нашего бойца и «Бабы-яги». Боец прижимался к стволу дерева, а дрон не мог к нему приблизиться из-за веток. 50 секунд боец, прижавшись к дереву, бил по дрону, и к середине второго магазина, «Баба-яга» полыхнула и упала… Был бы у бойца дробовик, может быть, хватило бы и пары патронов с крупной дробью.