Специальная Виртуальная Операция: сюжеты реальных битв и советы героев воплотились в компьютерной игре

01.11.2024, 19:21
Читать на сайте Dnrnews.ru

Журналист «КП» стал первым, кому удалось в нее порубиться.

Меня убили вторым выстрелом. Первая пуля чиркнула по каске, я заметил силуэт врага за косяком дальней двери. После второго хлопка я осыпался на пол коридора. А на экране высветилось: «Миссия провалена». Что ж, это не реальный бой, это новейшая компьютерная игра «Отряд 22: ZOV». Здесь можно все начать заново.

Александр Толкач, продюсер и геймдизайнер игры, щелкает мышью: передо мной снова детсад «Дюймовочка» в селе Бердянское под Мариуполем. Его опять нужно штурмовать - бойцы ждут в укрытии, я ломаю голову, через какую дверь заходить, по какому коридору бежать, где проползти… Раздаю приказы… Но в этот раз боевик мелькает за другой дверью и снова стреляет в меня…

- Когда на СВО наши парни штурмуют такой одноэтажный детсад и доходит до перестрелки, у боевиков тактика чуть другая, - говорит Толкач. - Ты его в комнате заблокируешь, он выпрыгивает из окна, а назад, тебе под ноги, бросает гранату. И уже на улице решает, что дальше делать. Это нам Влад Головин рассказал. Теперь кумекаем, как такой сценарий прописать.

Капитан Владислав Головин - это Герой России, морпех с позывным «Струна». В 2022 году миллионы людей знали его по телерепортажам из Мариуполя: с красным рюкзаком за спиной он и его бойцы не раз выбивали боевиков из разных зданий. Теперь Головин - один из главных консультантов проекта «Отряд 22: ZOV». На заставке игры - боец с красным рюкзаком - это он, «Струна».

Озвучивает заставку тоже он: «Когда не справляется дипломатия, приходит наше время - время воинов».

С благословения Минобороны разработчики «Отряда 22» общаются с двумя десятками таких консультантов. Действующие офицеры, добровольцы, бойцы после ранения… Каждый рассказывает, что пережил. Это делает виртуальные бои реалистичными настолько, насколько вообще возможно.

Продюсер игры "Отряд 22:ZOV" Александр Толкач

Михаил ФРОЛОВ

Листаю список военных кампаний: Донбасская весна - 2014, Мариуполь, Работино... В каждой кампании по 15 миссий - телевышка на горе Карачун под Славянском, Донецкий аэропорт, «Азовсталь». Весь конфликт в Новороссии - как на ладони. Сейчас разработчики авралом пишут «взятие Авдеевки» с ее бетонными катакомбами и тоннелями.

Первый выпуск «Отряда» выйдет до конца 2024-го, хотят успеть. Если будет успех, подтянут и другие эпизоды - Рубежное, Бахмут (Артемовск), Угледар…

По жанру «Отряд 22: ZOV» - тактический экшен. На происходящее смотришь сверху, бойцы воюют по твоим командам. Если не считать программистов, я, наверное, первый, кому довелось сразиться с виртуальными бандеровцами. Что сказать? Когда освоишься с управлением, разберешься со всякими подсумками и приборами ночного видения, игрушка захватывает - не то слово! Но было непросто. Детсад «Дюймовочка» я, наверное, полдня брал, пока додумался через окно забросить гранату.

Спецоперация стала компьютерной игрой

Михаил ФРОЛОВ

- Мы сознательно не стали делать обычный «шутер» (стрелялку. - Авт.), - говорит Толкач. - Ходишь и мочишь всех, как Рембо, - такие игры заставляют относиться к бою и смерти поверхностно. Это не для нас. Мы хотим, чтобы игрок понял: ликвидация врага - это непростая работа, нужна подготовка. А гибель и ранение твоего бойца - это критический случай, его нельзя допускать. И никаких магических аптечек! Это вам не DOOM, здесь думать надо.

Идея компьютерной игры по мотивам СВО, казалось бы, на поверхности. Но когда в Российском фонде развития военной культуры и отдыха (РВКО) решили за нее взяться, сложности выросли, откуда не ждали. Студии-разработчики от такого заказа отказались. Их бизнес даже сейчас международный, не хотят попасть под санкции. К отдельным программистам - тоже не подступишься. Одни давно в Грузии загорают, другие боятся, как бы чего не вышло…

По жанру «Отряд 22: ZOV» - тактический экшен

Может, оно и к лучшему. Подбор команды шел нелегко, зато народ подобрался патриотичный и увлеченный. Буквально за несколько месяцев бессонных ночей родилась демоверсия, которую показали на форуме «Армия-2024». И тут, как говорится, «процесс пошел». «Отряд-22: ZOV» заметили офицеры Главного военно-политического управления Минобороны. Оценили потенциал.

- Игры формируют чувство сопричастности, - говорит Толкач. - Игрок подсознательно врастает в шкуру персонажа, за которого играет. Вспомните американские игры - «Отряд Дельта», «Вьетконг»… Поиграешь - и чувствуешь себя солдатом США. Запад использует компьютерные игры как раз для продвижения своих идей. Мы тоже можем. Потому и начинается игра с «Донбасской весны», чтобы даже те, кто не в курсе, начали понимать, откуда все пошло и кого мы защищаем.

- И что, Минобороны денег дало? - спрашиваю.

- Мы и не просили, - продюсер даже удивился. - Кто ж в военное время будет деньгами армии разбрасываться. Они дали консультантов, это ценнее денег. Намного.

Погоня за правдой усложняет игру. Тестирующие жалуются: некоторые миссии пройти очень тяжело

Можно ли играючи почувствовать себя в реальном бою? Конечно, нет - создатели на этот счет не обманываются. Но дать игроку ощутить, что война это страшно и сложно… Что нужно массу всего предусмотреть, но смерть все равно рядом… «Отряд 22: ZOV» в этом смысле тоже идет по вершкам, но тем не менее…

В чем разработчики постарались, так это в соблюдении исторической и военной правды. Даже в мелочах. В Мариуполе морпехи «Струны» начинали воевать со стандартной снарягой, никакой антидроновой защиты, планшетов и всего такого. Значит, в игре должно быть так же. Позже многое появится. Например «Абрамсы», «Леопарды», «Брэдли»...

Даниил Безсонов, известный донбасский ополченец, вовсе посмотрел первые эпизоды «Отряда» и сказал: «Друзья, какие гранаты-автоматы! Мы в 2014-м воевали с двустволками и с «мосинками». Кто из дому что принес, с тем и шли на передок». Теперь программисты моделирует охотничьи ружья - исключительно для первых миссий.

В чем разработчики постарались, так это в соблюдении исторической и военной правды

- Дробовики, может, получится потом использовать, - говорит Толкач. - Сейчас, например, пошла тема, что из них по дронам можно дробью бить. Дескать, оружие последней надежды, когда беспилотник совсем рядом. Но мы говорили с консультантами. Выяснилось: если дробовик автоматический и можно несколько выстрелов сразу сделать, тогда да, есть шанс дрон сбить. А если обычное ружье - почти бесполезно, не успеешь перезарядить.

А сколько гранат брать на штурм? «Струна» говорил, что две минимум, они компактно укладываются в подсумке. Без гранат как-то неуютно.

- Но другой наш консультант, спецназовец, гранаты вообще не берет, - продолжает продюсер. - Ему однажды в подсумок осколок прилетел - перебил у гранаты чеку. Хорошо, услышал щелчок, еле успел выкинуть. Без гранат, говорит, спокойнее. Тем более в ближнем бою они без надобности, только мешают.

У бойцов «Отряда 22: ZOV» по умолчанию гранаты есть. Но при желании можно их не брать. И вообще как хочешь, так и снаряжайся.

Героя России Владислава Головина (Струна) в Мариуполе запомнили по красному рюкзаку

Отдельная тема - ранения, усталость. Вот еще от «Струны»: «Я к дому подбегаю, и если понимаю, что будем штурмовать, снимаю рюкзак, у крылечка оставляю. Чтоб по лестницам бегать легче». Программисты теперь кумекают, как добавить такой функционал. Не просто дать возможность снять рюкзак, а прописать, чтобы налегке боец уставал меньше.

- Если на тебе висит 60 кг снаряги и боекомплекта, сколько ты сможешь бежать? - говорит Толкач. - А когда добежишь, еле дышишь - как метко ты тогда выстрелишь? Мы это тоже учли: бойцу надо сначала отдышаться, а уж потом открывать огонь.

Ранение бойца - ЧП для всего отряда. Если легкое, он может рану перевязать, вколоть обезболивающее и продолжать бой.

- А что если ранение тяжелое и нужно наложить жгут? - разводит руками Толкач. - У тебя 15 минут, чтобы добраться до медика и снять перетяжку, иначе - ампутация… Такой раненый боец потерян для команды. Мало того, его нужно вытащить из боя, и только потом продолжить миссию. И на следующее задание он уже не пойдет, нужно брать неопытного новобранца. Эти детали должны сделать чуть ли не татуировку в мозгу: людей нужно беречь, это главный ресурс! И в жизни, и в игре.

Много нюансов с растяжками. Мы представляем ее так: проволока и граната в кустах. Но сейчас на СВО - разработчики узнали это у бойцов - встречаются мины и с магнитными сенсорами, и с вибрационными, и с весовыми. Плюс гирлянды - когда к малюсенькому противопехотному «Лепестку» привязаны 10 (!) противотанковых мин. Взялся за «Лепесток», потянул - а там…

- Допустим, ты растяжку обнаружил… Как ее обезвредить? На днях боец прислал видео: с коптера спускается тросик, по нему соскальзывает небольшой заряд, подрывает… Возможно, смоделируем и такой способ.

- А беспилотники в игре есть?

- Пока прописали дрон-разведчик. Запускаешь - он открывает участки, которые бойцу с земли не видны. Еще можно вызвать поддержку - артиллерию, авиацию, «Град»… Сейчас думаем, как сделать защиту от вражеских коптеров. Сначала смоделировали комплекс РЭБ - радиоэлектронной борьбы. Казалось бы: развернул, он тебя как купол накрыл. Но спецназовец-консультант нас хорошо так приземлил. Устройство, говорит, классное, если бы не два момента. Во-первых, противник может перейти на другую частоту управления коптерами. Ты этого не знаешь, а твоя РЭБ становится «дырявой». А во-вторых, активное время работы переносной РЭБ - минут 20, может, чуть больше. Потом аккумулятор садится. И вот ты сидишь на позиции и постоянно думаешь, когда включить, когда выключить.

Погоня за правдой усложняет игру. Тестирующие жалуются: некоторые миссии пройти очень тяжело. А вы как хотели! В том же Бердянском я никак не мог преодолеть один переулок: бойцы раз за разом гибли под минометом. Мне объяснили: надо отвести группу в укрытие, отправить разведчика, вычислить огневую точку и навести на нее артиллерию.

Такой реализм может неопытных игроков и отпугнуть. Поэтому в игре, возможно, будет облегченный уровень. Но на каждом углу там будешь натыкаться на таблички: это не реальная, а тренировочная версия.

В будущем возможна и игра по сети. Поначалу от нее вообще отмахивались: нельзя же, чтобы кто-то воевал за ВСУ.

- Но пришла идея, - говорит Толкач, - давайте сделаем режим, когда несколько человек играют на одной стороне и вместе решают задачи. Двумя-тремя штурмовыми группами, например. Это интересно. Ведь мы хотим выпустить игру не только для России. Даже в недружественных странах люди как минимум с интересом ее опробуют. А в нейтральных и дружественных - будет полный успех.

- Ну да, в Китае или Венесуэле с радостью присоединятся к виртуальной СВО, - кивнул я.

- Да и в Штатах, вы не поверите, - Толкач тоже кивнул. - А перевести игру на китайский и английский не так сложно.

- Штатам и всем нужно побольше миссий предложить. Одесса, Киев, Львов…

- Вашими бы устами… Мы готовы освобождение Харькова и Одессы хоть день и ночь прописывать. Надеюсь, будет шанс такие миссии сделать. Это стало бы прекрасным финалом нашего проекта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владислав Головин («Струна»): В детстве тоже воевал на компьютере

Мы связались с одним из первых консультантов «Отряда 22: ZOV», Героем России Владиславом Головиным (позывной «Струна»).

- Игра, конечно, не способна смоделировать бой и передать реальные ощущения, - сказал он. - Я сам в детстве играл в компьютерные стратегии и стрелялки. Но в зоне СВО я ни разу даже не вспомнил про эти игрушки, в моем сознании они отделены от реальности.

А игра «Отряд 22» - совсем другой разговор! Она на исторических фактах, там окунаешься в события, которые пережила страна. В ней есть возможность мыслить стратегически, думать, как решить задачу. Цель моего участия - правильно восстановить хронологию событий, воссоздать образы бойцов, их экипировку, даже характер их действий. Надеюсь, это удалось.

Игрок подсознательно врастает в шкуру персонажа, за которого играет

«Тунгус» - по образу и подобию

В игре будет еще один персонаж, списанный с реального участника СВО. Это боец с позывным «Тунгус». В «Отряде 22» он появился случайно, художник просто его придумал. Но когда в интернет зашли первые скрины игры, оказалось, боец с таким позывным существует в реальности!

- Получили от него послание, - рассказывает Александр Толкач. - Он воюет на Харьковском направлении. Сам из Тувы, был и медиком, и снайпером, есть награды. Фигура у него покрупнее, чем мы нарисовали, но в целом похож. Мы думали, может, он обиделся. Наоборот! «Круто, - говорит, - дома рады будут!» Попросил только дорисовать, чтоб стал совсем как он. И биографию разрешил его дать. Художники сейчас работают. А сам «Тунгус» раз в 3 - 4 дня, когда с задания возвращается, шлет нам видео, отвечает на вопросы. Надеюсь, встретимся офлайн.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Раскрыт секретный план Зеленского: он хотел втянуть США в прямую войну с Россией (подробнее)


В тренде

Популярные новости за сутки

Армия России штурмует ТЭС и прорывается по всем направлениям, смыкая котёл вокруг Курахово
Армия России штурмует ТЭС и прорывается по всем направлениям, смыкая котёл вокруг Курахово
Происшествия
Украина открыла второй фронт против России, ВС РФ выдавливают ВСУ из Курахово: главное об СВО 28 декабря
Украина открыла второй фронт против России, ВС РФ выдавливают ВСУ из Курахово: главное об СВО 28 декабря
Общество
Россияне продвинулись к западу от Великой Новоселки, при этом продолжаются бои за трассу в сторону Гуляйполя и севернее ее
Россияне продвинулись к западу от Великой Новоселки, при этом продолжаются бои за трассу в сторону Гуляйполя и севернее ее
Общество
Юрий Подоляка: Кураховское направление на 15.00 28.12.24: Кураховская ТЭС
Юрий Подоляка: Кураховское направление на 15.00 28.12.24: Кураховская ТЭС
Общество
"Ну что, чайку попили?": Русские штурмовики уничтожили поляков
"Ну что, чайку попили?": Русские штурмовики уничтожили поляков
Общество
Олег Царёв: Фронтовая сводка 28 декабря
Олег Царёв: Фронтовая сводка 28 декабря
Общество
Юрий Подоляка: Штурм Кураховской ТЭС: видео
Юрий Подоляка: Штурм Кураховской ТЭС: видео
Общество
Юрий Котенок: По неподтвержденной пока информации ВСУ уже не контролируют территорию Кураховской ТЭС
Юрий Котенок: По неподтвержденной пока информации ВСУ уже не контролируют территорию Кураховской ТЭС
Происшествия
Кураховское направление: присутствие ВС РФ на территории Кураховской ТЭС
Кураховское направление: присутствие ВС РФ на территории Кураховской ТЭС
Общество
"Противника пропустил "Ахмат": Генерал впервые высказался о провокации в Курской области
"Противника пропустил "Ахмат": Генерал впервые высказался о провокации в Курской области
Общество
Юрий Котенок: Великоновосёлковское направление
Юрий Котенок: Великоновосёлковское направление
Происшествия
Юрий Подоляка: ЧасовЯрское направление на 15.00 28.12.24: мкрн
Юрий Подоляка: ЧасовЯрское направление на 15.00 28.12.24: мкрн
Общество
Больше новостей на Dnrnews.ru