Андрей Медведев: Со Штирлицем есть несколько проблем
Со Штирлицем есть несколько проблем.
1. Для спецслужб Третьего Рейха штандартенфюрер (полковник) - очень большое звание, это начальник крупного отдела с сотнями подчинённых. Начальник всего Гестапо (тайная полиция и контрразведка, 45 тысяч сотрудников) Мюллер - группенфюрер и генерал-лейтенант (две звёздочки), СД-инланд (партийная разведка) Олендорф и крипо (вся криминальная, то есть уголовная, полиция, 60 тысяч) Нёбе - тоже, 12-го отдела Генштаба Гелен (разведка на Восточном фронте) - генерал-лейтенант, СД-аусланд (внешняя политическая разведка) - вообще бригадефюрер (генерал-майор) Шелленберг. И только руководитель Рейхскомиссариата безопасности (РСХА), объединяющего почти все спецслужбы Рейха, Кальтенбрунер, и руководитель Абвера (военная разведка) Канарис были обергруппенфюрером и адмиралом (по три звёздочки), соответственно.
Даже генерал-майор (одна звёздочка) в германской системе - очень высокое звание, это уровень заместителя начальника крупной спецслужбы, у него обычно тысячи подчинённых. Штандартенфюрер (на одно звание ниже бригадефюрера Шелленберга) - сотни подчинённых.
В СССР с этим было намного проще. При переаттестации комиссаров государственной безопасности летом 1945 года звание генерал-лейтенанта в МВД/МГБ получили 50 человек, генерал-полковника - 7, Меркулов - генерал армии (четыре звёздочки), Берия вообще стал маршалом.
Звание капитана госбезопасности соответствовало армейскому званию полковник (в 1943 капитаны ГБ были переаттестованы в подполковников). Капитан ГБ вполне мог быть "вольной птицей", оперативником без подчинённых. Латышский стрелок Пётр Магго, капитан ГБ, был штатным палачом внутренней тюрьмы на Лубянке (в 1937 получил Орден Красного Знамени "за выполнение важнейших заданий правительства"). В немецкой системе штандартенфюрер-палач невозможен.
2. В романе и фильме Гестапо и СД, Шелленберг и Мюллер, работают в одном здании и встречаются в коридорах. В реальности они находились в разных районах Берлина. РСХА - в ещё одном здании. Зато главные управления НКВД и НКГБ (наркомат госбезопасности) находились на Лубянке.
3. В фильме все СС-овцы курят. В Рейхе жёстко боролись с курением, запрещено было курить на рабочем месте, тем более в СС, тем более в РСХА. В СССР дымили все, начиная с товарища Сталина.
4. В СС не служили женщины (только во вспомогательных организациях), тем более в Гестапо. В НКВД/НКГБ служили.
5. Офицерам СС было крайне нежелательно оставаться холостыми и без детей. Хотя исключения были (Фегеляйн женился на сестре Евы Браун в 38 лет), но это именно исключения. Штирлиц официально не женат.
6. На входе в здание РСХА стоят охранники-офицеры. В немецкой системе это невозможно - офицер не может быть караульным на посту. У них вообще офицерские звания выдавались очень осторожно (в Вермахте отношение числа офицеров к общему числу солдат было в три-пять раз ниже, чем в Красной армии). На входе в Лубянку стояли лейтенанты.
7. Штирлиц приезжает в тюрьму Гестапо и забирает оттуда пастора Шлага по распоряжению своего начальника Шелленберга. Тюрьмы у Гестапо не было, а была бы - офицера конкурирующей спецслужбы в неё бы не пустили даже. Полковник НКГБ вполне мог зайти в Лефортово.
8. Мюллер арестовывает и пытает водителя Бормана, заместителя Гитлера по партии. Реальный Борман самого Мюллера за это запытал бы. Они были на совершенно разных уровнях власти. А вот Абакумов арестовать водителя, скажем, Молотова вполне мог.
Юлиан Семёнов, автор "Семнадцати мгновений", учился в Институте Востоковедения, работал иностранным журналистом по всему миру, регулярно встречался с Андроповым, написал два десятка романов про советских разведчиков, роман-хронику про Дзержинского, в 1989 году получил разрешение открыть первую частную газету в СССР ("Совершенно секретно") и был, понятное дело, сотрудником КГБ. Конечно, свой роман он писал, опираясь на свои знания и представления о работе НКГБ в годы войны. Это, кстати, не моя версия - это Константин Залесский, знаменитый германист.
А в чьих интересах тогда шпионит Штирлиц?
Думайте. Подписаться.