Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

Тарасовка — небольшое село: одна улица и один крупный дом, да и тот школа. Но за это село разгорелись серьезные бои. В 3 км отсюда проходит дорога между городами Константиновка и Покровск, занятыми нацистами. И перерезать ее - важная стратегическая задача. И бойцы 33-го полка 20-й мотострелковой дивизии с задачей справились. Мне удалось поговорить с участниками событий о том, как это происходило.

«Беркут» — совсем ещё юноша. Но уже совершил подвиг. Держался на занятой позиции в Тарасовке… 46 дней. Представьте, что значит полтора месяца питаться сбрасываемой с «мавиков» тушенкой и галетами, запивая её падающими с неба же бутылочками с водой! Это если сумел подобрать, а под обстрелами это сделать непросто. Нечего было и мечтать о том, чтобы помыться и выспаться.

Тарасовка вытянулась вдоль дороги — два километра частных домиков. Часть подвалов заняли наши, другую — противник. Прятались от арты и дронов, иногда сталкиваясь в стрелковом бою. Противник ближний бой не любит, воюет беспилотниками. Опытных пехотинцев у него почти не осталось. По традиции, главным опорным пунктом ВСУ сделали школу, превратив её в крепость.

Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

«Беркут» — совсем ещё юноша. Но уже совершил подвиг

Григорий КУБАТЬЯН

Наши штурмовики подбирались к посёлкам лесочками, следя за небом. Шли рано утром в ясную погоду. Для прогулок на передовой лучшая погода — пасмурная, но выбирать не приходилось. Проскочили в пересменку, когда «птичники» отдыхали или менялись.

— Мы выдавливали противника, отталкивали его, закреплялись на его позициях, — рассказывает «Беркут». — По подвалу, который мы заняли, били то камикадзе, то «баба яга» со сбросами. Сколько было ударов, мы не считали. Десятки. Они в одну точку долбили, надеялись, что мы выйдем. Но мы держались.

В их штурмовой группе было три человека. Старшего с позывным «Черкес» ранило на пути к Тарасовке и ему пришлось вернуться. Второй паренек - «Рыжий» - получил ранение уже в самой Тарасовке, и тоже выбыл. Зато «Беркут» встретил штурмовика из соседнего батальона. Стали держать оборону вместе.

Противник сидел в здании школы, в 200 метрах от них, оборудовав там пулемётные точки. Большую часть боевой работы делали беспилотники — свои и противника. Но земля принадлежит тому, кто стоит на ней ногами, и значит нужно было стоять.

Командиры подбадривали по рации. Главное было — не паниковать. А как это сделать, когда штурм тянется 6 с половиной недель?!

Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

Недавно «Беркуту» вручили медаль «За отвагу»

Григорий КУБАТЬЯН

— Я молился. Открывал на телефоне фотографии родных. Повторял, что меня ждут дома, что я обязан вернуться живым, — признаётся «Беркут».

Парни держались, пока не подошло подкрепление. Противника выбили.

Недавно «Беркуту» вручили медаль «За отвагу». Ещё за прошлый год — за взятие Новомихайловки. Тогда же он получил ранение в ногу и до сих пор немного хромает. Но даже с ранением «Беркут» выполнил боевую задачу тогда и выполнил сейчас.

За нынешний подвиг пока не наградили. Хотя кое-что боец получил — шеврон в подарок от «Гаечки». А это уже немало.

«Гаечка» — ещё один удивительный человек из 33-го полка. Стройная красавица-блондинка с длинной копной волос. С макияжем и маникюром. Бывший фитнес-тренер из Нижнего Новгорода. Её можно было бы назвать гламурной, если бы не военная форма и усталый взгляд. Милая с виду «Гаечка» поразила больше целей, чем Джон Рэмбо в кино.

Она командует отрядом БПЛА с ироничным названием «Русские орки». Ну, если так выглядят орки… то мы хорошо живём в нашем Мордоре. «Гаечка» воюет три года. Контракт подписала в 2022-м году, отправившись вслед за будущим бывшим мужем. В военкомате даже разговаривать не хотели, грозили вызвать полицию, чтобы прогнать её. Но она, упрямая, настояла и отправилась воевать. Сначала оказалась в вещевой службе, потом выучилась на оператора БПЛА. Теперь под её началом 40 «орков».

— Инструктор говорил, что учить меня бесполезно, что никогда в жизни я летать не буду, — усмехается «Гаечка». — Но я выучилась, подписала новый контракт и поехала в Авдеевку. Потом были Новомихайловка, Константиновка…

«Гаечка» не использует FPV-камикадзе. Работает только с «мавиков». На FPV-дронах картинка пропадает, а ей важно видеть результат своей работы. Дистанция до противника — 3-4 км. Иногда два.

— Когда начали работать в Тарасовке, небо полностью контролировалось противником, — рассказывает «Гаечка». — Вражеской пехоты почти не было, но очень много «птичников», целый полк: «мадьяры», К-2, «мурамасы» и прочие. Их антенны стояли повсюду. Мы начали разбивать БПЛА-шные точки, чтобы наши штурмовики могли зайти.

Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

«Гаечка» не использует FPV-камикадзе. Работает только с «мавиков»

Григорий КУБАТЬЯН

Её сыну 11 лет. Живёт с бабушкой и дедушкой. Папа воюет на одном направлении, мама на другом. У пилотов БПЛА есть привилегия - наличие постоянной связи, в любой момент можно позвонить домой.

— Поначалу мне было сложно в армии, — признаётся «Гаечка». — Не потому, что я женщина и ко мне кто-то приставал. Сложно было доказать, что я — хороший боец и командир. Но когда увидели эффективность моей работы, вопросов больше не было.

Под её началом только мужчины. Смотрят на неё и не могут дать слабину.

В районе Тарасовки линия фронта давно не двигалась, и противник успел накопать окопов и настроить блиндажей. «Гаечка» оценивает уровень подготовки украинских бойцов так: пехота 4 из 10, птичники 10 из 10. Наша пехота лучше, а птичники не хуже.

— Наши дроны-разведчики выявляют цель, мы скидываем координаты FPV-шникам, в течение 10 секунд они вылетают и цель отрабатывают. Главное для нас— не подвести пехоту. Иногда приходится не спать по 3-4 суток, когда уже начинает что-то мерещиться. Но если на твоих глазах кто-то из ребят погибает, тут не до сна.

На шевроне их группы девиз «Идём на таран». Из всех технологий антидроновой борьбы (сетки, леска с грузом и прочее) выбрали самый простой и эффективный — «орочий». Привязывают к «мавику» обычную деревянную палку и бьют ей по винтам вражеского беспилотника.

— От бойцов часто приходится слышать, что небо за противником. Как это изменить? — спрашиваю у неё.

— На нашем направлении так и было. Пока мы не пришли, — спокойно отвечает «Гаечка». — Теперь небо за нами. У нас есть план, мы по нему двигаемся. У противника больше расчётов БПЛА и дронов много. А нам приходится дроны экономить. Думать, как их применить похитрее. Воюем не числом, а умением.

Пока по земле бегут штурмовики, а в воздухе сражаются дроны, «Колючий» напряженно ждёт. Он служит в медвзводе 3-го батальона 33-го полка. В любой момент может поступить сообщение о том, что кто-то ранен. Штурмовик может спрятаться в укрытии, операторы БПЛА находятся в укрытии всё время. Но санитары почти всегда на виду. У них нет времени ждать — без помощи боец может умереть.

— Раненого мы несём по точкам, у нас их три, — рассказывает «Колючий». — Сначала я везу бойца на квадроцикле, потом его пересаживают на «буханку».

За один раз «Колючий» перевозил на квадроцикле двух раненых. Если нужно, привязывает их к себе. Когда боец тяжело ранен, к квадроциклу цепляют прицеп с матрасом и кладут туда носилки. На эту же тележку садится человек с ружьём, который следит за небом. «Колючий» и сам сбивал в Тарасовке дроны из двустволки. Даже «буханка» трясущаяся по бездорожью — не самый комфортный транспорт, а уж тележка… Но всё же это лучше, чем нести носилки бегом. А торопиться нужно.

Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

Пока по земле бегут штурмовики, а в воздухе сражаются дроны, «Колючий» напряженно ждёт

Григорий КУБАТЬЯН

Не менее важно успеть осмотреть раненого перед транспортировкой. Из-за едва заметной маленькой дырочки на теле, даже не кровоточащей, раненый может погибнуть.

«Колючий» — мобилизованный из Волгограда. Воюет с 2022 года. Он вспоминает историю, как вывозил на мотоцикле бойца со сломанной ногой, пулевыми и осколочными ранениями. По пути в их мотоцикл влетел дрон-камикадзе. Парни пострадали, но сумели выбраться с дороги и укрыться в подвале. Там они сидели двое суток под обстрелами. Всё это время «Колючий» продолжал оказывать раненому помощь, пока за ними не пришла группа эвакуации с моноколесом. Раненый выжил.

За время службы «Колючий» вытащил с передовой больше ста человек. И был награждён самой ценной для медика медалью — «За спасение погибавших».

Посмотришь на него и не поверишь — это штурмовик? Ну, дед же!

— Он там вообще всех победил. Молодым показал, как воевать нужно, — кивает на него офицер.

«Охота» плохо слышит после контузии. Вопросы приходится задавать громко. Он невысокого роста, жилистая подтянутая фигура, в молодости занимался легкой атлетикой. Сам из Белгорода, работал сварщиком. Ему 58 лет, но из-за морщин на лице выглядит старше.

— Выдвинулись в 7 утра «по-серому». Я и двое молодых, неопытных. Прошли удачно, — рассказывает «Охота». — Только слева с лесопосадки нас обстреляли из пулемёта и автоматов. И справа со стороны школы стреляли. Мы захватили погреб, в котором находился боевик. Ликвидировали его, заняли оборону.

Их погреб тут же атаковали камикадзе, мавики и даже «баба яга». Бойцы продержались часа полтора, но потом от погреба ничего не осталось, пришлось занять пустой дом.

— Мы богу молились, чтобы выжить. В доме спрятались за печку, заложили всё кирпичами. Нас подожгли там. Крыша горела. Чтобы выбраться, проломили доски, выскочили. Хотели в сарай бежать, но по рации передали — здесь не скрыться, нужно выбрать другое место для обороны. Побежали в следующий дом, но там сидели два боевика. Закинули к ним пару гранат, всё прострочили, зашли туда.

Вражеские дроны полетели за ними. Каждые 5-10 минут новый. Бежать было некуда. Потом прилетела тяжелая «яга» и взорвала вообще всё. Все бойцы были контужены и ранены, приняли решение отойти назад — в свой блиндаж. Но дроны продолжали их преследовать. Уничтожили и блиндаж.

— Нам помогло то, что мы выкопали лисью нору под корнями дерева, — признаётся «Охота». — Под этим деревом и спаслись. Иначе бы все погибли.

На следующий день им удалось выйти к своим. Задачу бойцы выполнили. Вражеская пехота была уничтожена. А с дронами позже разобрались пилоты «Гаечки».

— Где вы научились воевать? — спрашиваю «Охоту».

Юноша, державший оборону 46 дней, и красавица-блондинка во главе отряда БПЛА: кто и как освобождал Тарасовку в ДНР

«Охота» плохо слышит после контузии. Вопросы приходится задавать громко

Григорий КУБАТЬЯН

— Как вам сказать… Смотрел фильмы про войну. Может что-то и пригодилось. У меня бабушка с дедушкой воевали, много орденов получили. Ну, и я решился, чтобы свой род не позорить. У меня были ошибки молодости, вот теперь их исправляю, с чистого листа жить начну. Чтобы мои родственники снова ко мне повернулись. Чтобы знали, что не испугался.

Уже вышел приказ о его награждении — за мужество или за храбрость. Когда бумагу зачитывали, «Охота» мало что понял. После тяжелой контузии голова с трудом соображает. Но он рад, что в 58 лет получил шанс очистить своё имя от прошлых ошибок. Заслужить прощение семьи и уважение страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Российские войска освободили Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь под Курском: "Сейчас задача - победить, чтобы кошмар с нацистами закончился"

Подбитые в бою танки возвращаются на передовую, обретая вторую жизнь: кто и как воскрешает боевые машины в зоне спецоперации

Погиб, потом ожил и продолжает служить: история бойца, который потерял чувство страха