«Шах» родом из Башкирии, деревня Тимирово. Ему 37 лет. Служит в разведывательно-штурмовой бригаде «Волки» Добровольческого корпуса Южной группировки войск.
Он попал на СВО в 2022 году - их с братом мобилизовали. Служили вместе под Кременной. Потом попали к «Волкам». В бригаде все было неплохо, да и служить вместе с родным человеком легче. Но потом случилась трагедия. Брат был смертельно ранен во время штурма в окрестностях Соледара. Умер на руках у «Шаха». Ничего сделать было нельзя, приходилось спасать живых.
«Шах» спрятал тело брата и вместе с напарником с позывным «Моряк» продолжал таскать «300-х»: кто-то мог идти сам, но нужно было проводить, кого-то несли на руках. В лесополосе «Шах» нашел украинскую эвакуационную тележку и возил раненых на ней.
Он не помнит, сколько раненых вытащил из-под огня. Вроде 12, а может, 15, если считать легких. Одного парня вытянуть не успел, тот сгорел в блиндаже.
Дальше «Шах» начал вытаскивать мертвых. Вынес на руках тело брата, на это ушло два дня. Потом ранило его самого - осколок попал под лопатку. «Моряк» тоже был ранен, его отправили в Ростов-на-Дону. «Шаха» оставили в медроте. На похороны брата он поехать не смог.
Через месяц поправился и вернулся в строй. Спустя время «Шах» попал на то же направление. И снова тяжелый бой. На этот раз по их группе отработала вражеская «Баба-Яга» - тяжелый дрон-бомбардировщик. «Шах» получил сильное ранение. Несмотря на бронежилет, крупный осколок пробил грудь рядом с сердцем.
Металл еще был раскаленным, когда он выдирал его пальцами из груди. Кровь лилась фонтаном, и «Шах» мысленно благодарил сослуживцев, уговоривших взять с собой побольше бинтов.
Пацаны из соседнего укрытия кричали: «Можешь сам выйти?» А он кричал в ответ: «Не могу. Уходите. Я выйду позже». Парни ушли, а он остался. На то, что помощь успеет, даже не надеялся - видел, как за парнями летела «Баба-Яга», и боялся, что они погибнут.

После ранений «Шах» вернулся в бригаду. Работает на зенитной установке. Фото: Бригада «Волки»
«Шах» пролежал в блиндаже 8 дней. Пытался встать, но не мог. Оставалось только курить, пока были сигареты, надеяться на чудо и чистить автомат на случай, если кто-то из чужих захочет зайти.
Из всех пластиковых бутылок, которые удалось найти вокруг, Шах слил остатки воды в котелок. Получилось почти два литра. Из еды - два сникерса и один доширак. И кусок колбасы, погрызенный мышью, - доедать его не стал.
На 9-й день раздались свист и жужжание. В блиндаж залетел дрон-камикадзе. Взорвался в полутора метрах от «Шаха». Тот сначала не понял, что произошло. Когда пришел в себя, заметил ошметки пропеллеров. Блиндаж начал гореть. Огонь подбирался к цинкам с бронебойными патронами и стопке противопехотных мин. Мины загорелись, издавая характерный треск.
«Шах» потянулся, чтобы убрать из огня цинк с патронами. Но через 10 секунд в блиндаж влетел второй камикадзе. В этот раз судьба улыбнулась «Шаху». Дрон зацепился за висящий у входа мусорный мешок, перевернулся и упал на спину, похожий на огромное ядовитое насекомое. Его камера уставилась на «Шаха». Несколько мгновений они смотрели друг на друга.
Нужно было что-то делать. Когда шок прошел, «Шах» схватил автомат, который держал рядом. Выбрался из блиндажа и изо всех сил пополз прочь. Успел проползти метров пять, как раздался взрыв. В крошево разлетелись даже камни. В уничтоженном блиндаже были каска, броня и остаток воды.
«Шах» пополз вдоль позиции, забираясь в «лисьи норы» и остатки старых блиндажей. Рана загноилась и болела. К вечеру он нашел подходящее укрытие и разместился там. Лежал, молился и думал, что, наверное, эту ночь не переживет - просто добьют. Ползти к своим? Но там 400 метров «открытки», шансов почти не было.
Решил, что нужно попробовать, и пополз. На поле валялись мины, разбросанные с дронов. Полз мимо них. К жужжанию дронов не прислушивался, да и после контузии почти ничего не слышал. Это даже было на руку - не так страшно. Когда до нового укрытия оставалось 50 метров, с трудом встал на ноги и проковылял последние метры на ногах.
Перед ним был опорник пулеметчика, но внутри никого. С радостью и облегчением «Шах» упал в яму. Нашел в ней немного воды и сигаретный бычок. Покурил. Жизнь начала возвращаться.
Двинулся дальше к своим. Вскоре его окликнули. Навстречу шли двое пацанов из бригады - «Лысый» и «Худой». Они не сразу поняли, кто перед ними. «Худой» решил, что это враг...
- Я «Шах», я «Шах», помогите! - хрипел «Шах».
- Погоди, братан, это вроде «Шах»! Живой, что ли? - отвел автомат «Лысый».
«Шаха» подняли, отвели в блиндаж. Перебинтовали, промыли рану, сделали укол обезболивающего.
Бойцы провожали его по очереди. Потом «Шаха» встретила группа эвакуации и увезла в госпиталь - сначала в Ростов, потом в Краснодар. Он почти поправился, хотя до сих пор с трудом поднимает тяжести.
Снова вернулся в бригаду. Работает на зенитной установке, следит за появлением беспилотников. С ними у «Шаха» особые счеты.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
















































