6 апреля - День работника следственных органов МВД России.

Органы общественного правопорядка существуют еще с незапамятных времен. В их ведение входит поддержание законности и пресечение любых правонарушений. Но не всегда получается вовремя остановить злоумышленника, так что приходится разбираться уже по факту совершенного преступления. Полиция должна заниматься задержанием нарушителей, а расследовать обстоятельства совершения проступка входит в обязанность совершенно иной структуры – органов предварительного следствия.

В Российской Империи впервые институт следственных органов был создан при Александре II Освободителе. Именно его указом в 1860 году создается аппарат судебных следователей, на которых возложили обязанности по расследованию обстоятельств совершения любых тяжких преступлений. В эпоху правления Александра II полиция впервые столкнулась с проявлениями терроризма, поэтому нужно было реформировать органы правопорядка, чтобы каждая структура занималась своим делом.

Великая Октябрьская революция принесла державе кардинальные изменения, которые коснулись всех сфер управления страной. Царские органы были упразднены, а на их месте создавались временные комитеты и наркоматы.

Сразу после начала революционных волнений и захвата власти в крупных городах большевики назначали там ответственных лиц, которые должны были следить за порядком и вести судопроизводство. Следствием занимались комиссии при гор- и райсоветах, а все дела рассматривались созданными коллегиями. В 1918 году была создана организация следственных комиссий в ведомстве окружных судов, которая отвечала за проведение расследований и передачи материалов в дальнейшие инстанции.

В 1919 году от практики коллегиального следствия отказались в пользу единоличного расследования. В 1920 году структура была переименована в народных следователей, которые закреплялись за народными судами и народными комиссариатами юстиции. А уже в мае 1922 года ряд следственных вопросов был передан в ведение органов прокуратуры. В сентябре 1928 года все функции следственных отделов отдали прокуратуре, а сама структура была фактически упразднена.

На практике большинство дел расследовали в милиции, что было неэффективно, ведь это отвлекало от основной работы. Да и необходимых навыков у милиционеров не было, потому что их обучали и готовили для решения совсем иных задач. Поэтому часто следствие проводилось «на скорую руку» и в суд попадали неполные материалы, что очень мешало вынесению справедливых решений.

Находящиеся при прокуратуре следственные отделы были малочисленными и вели только самые громкие дела, которые непосредственно затрагивали государственную безопасность.

В связи с необходимостью реформирования государственной системы безопасности, Президиум Верховного Совета СССР 6 апреля 1963 года передал все следственные функции в органы МВД. Только теперь этими делами занимались не милиционеры, а специальные отделы, которые комплектовались профессионалами из органов прокуратуры и отделов дознания. Это благоприятно повлияло на работу милиции и значительно повысило раскрываемость по всем основным направлениям.

Изначально образованной структуре доверяли расследование только 2% от общего количества возбуждаемых дел. Период 1963-1978 годов характеризовался углублением учебной базы, получением новых полномочий, организацией четкой системы надзора за работой следственного аппарата. С 1978 по 1988 год была значительно расширена подследственность сотрудников. Даже провели эксперимент по выведению следствия в отдельную структуру, но такой подход оказался неэффективным из-за нарушения взаимодействия между разными службами МВД.

К 1990 году следственный комитет МВД вел более 90% уголовных дел, а прокуратура занималась лишь 9,1%. До начала эпохи перестройки Советский Союз был одним из лидеров по уровню безопасности, а количество громких преступлений на тысячу жителей оставалось очень низким. Но с началом внедрения рыночных отношений ситуация кардинально изменилась в сторону ухудшения.