Война воспринимается как процесс борьбы за территории: кто больше забрал, тот и молодец. Но иногда бывает намного полезнее разменять свою территорию на вражеские потери. Вполне возможно, что в ближайшие месяцы мы увидим пример именно такого рода. Подробности читайте в материале Царьграда.
Сражение на Запорожском направлении приковало к себе 90% внимания русских СМИ и Telegram-каналов, оставив в тени остальные участки тысячекилометрового фронта. Однако ожесточённые бои ведутся не только в районе населённого пункта Работино и долине реки Мокрые Ялы. Одной из самых горячих точек был и остаётся Бахмут, точнее – его южная окраина, где располагается (точнее, располагался) небольшой посёлок Клещеевка.
Инфографика: Царьград
На Донецком направлении подразделения Южной группировки войск при поддержке авиации и артиллерии отразили восемь атак штурмовых групп 80-й десантно-штурмовой, 3-й штурмовой, 59-й мотопехотной и 110-й механизированной бригад ВСУ в районах населённых пунктов Клещеевка, Андреевка, Первомайское и Красногоровка Донецкой Народной Республики,
– говорится в заявлении Минобороны.
Более определённо о ситуации рассказало издание Readovka.
В Клещеевке по-прежнему продолжаются ожесточённые бои, наши постоянно контратакуют, не позволяя боевикам закрепиться в селе,
Подтверждает информацию о контратаках и переходе развалин села то в одни, то в другие руки и Telegram-канал "Рыбарь".
На южном фланге обороны Бахмута российские войска предприняли серию успешных контратак. Противник выбит с занимаемых позиций в Клещеевке. При этом село в данный момент подвергается массированным артиллерийским ударам со стороны ВСУ,
– говорится в сводке канала о положении дел на фронтах.
Если наши подразделения вынуждены контрактовать противника и выбивать его со своих прежних позиций, это значит, что в какой-то момент враг смог их занять.
Кровавая Клещеевка
Село Клещеевка находится в низине, с запада над ней нависает огромный бугор, находящийся под контролем ВСУ, с востока – чуть меньшая возвышенность, удерживаемая русской армией.
Актуальное положение фронта к югу от Бахмута. Источник: lostarmour.info
Из-за такой топографии село автоматически превращается в бойню для той стороны, которая его контролирует. Любое движение техники в нём видно что с нашей, что с вражеской стороны, а подвалы сельских домов не дают защиты от 152-мм фугасов.
Туда доступ открыт в лучшем случае полчаса в сутки. И то если удастся поймать окно, когда наступает хотя бы временное – на 20–30 минут – затишье. И только в броне. Любую колёсную машину сожгут немедленно <…> Но даже это полдела. Заехать – это одно. Другое – суметь выбраться обратно,
– рассказывал журналистам начштаба батальона "Борз" с позывным Швед.
Психологически русское общество переключилось с Бахмута на Запорожье после того, как ЧВК "Вагнер" выбила с его западных окраин остатки ВСУ и передала руины города армейским подразделениям. Однако для противника тогда ничего не закончилось.
Активное контрнаступление на этом направлении ВСУ начали уже в конце июня. Первых заходов в населённый пункт им удалось добиться в начале июля. И с тех пор там происходит "перетягивание каната". Кто больше смог завести в село живой силы, тот его и держит, пока не растеряет преимущество под ударами кассетных снарядов и миномётных мин.
Но почему обе стороны так уцепились за это село?
Все очень хорошо помнят, как действовал "Вагнер". Прежде чем зайти в город, "оркестр" провёл наступление в его окрестностях и занял господствующие высоты к северу и к югу от него. Тем самым линии снабжения украинской группировки были поставлены под огневое воздействие. В ходе городских боёв и "Вагнер", и ВСУ несли потери, но украинцы сталкивались с ними уже на подступах к городу, тогда как ЧВК имела за спиной широкий непростреливаемый противником сектор, внутри которого могла маневрировать колоннами снабжения.
И чем дальше штурмовые группы "Вагнера" продвигались на запад, тем сложнее украинскому командованию становилось снабжать городскую группировку. В последние недели сражения ВСУ несли едва ли не большие потери на подъезде и выезде из города, чем в городских кварталах.
Сейчас ВСУ пытаются повторить этот приём, а наша армия – помешать им. Но вместо сражений за господствующие высоты бои ведутся за населённый пункт в низине.
Не так важна Клещеевка, как та высота, что находится за ней и позволяет контролировать все окрестные дороги. Заняв высоту, противник сможет контролировать все дороги, по которым с юга снабжаются наши войска на этом направлении,
– отметил в разговоре с обозревателем Царьграда военный эксперт, старший лейтенант Народной милиции ДНР в отставке Александр Матюшкин.
Зачем нужен Бахмут
Сражение за Бахмут было гениальной психологической операцией, проведённой против президента Украины Владимира Зеленского. В оперативно-стратегическом плане этот город – тупик. Он никуда не ведёт, и его взятие или потеря почти никак не влияют на положение фронта. С украинской стороны за ним расположена огромная Славянско-Краматорская агломерация, опираясь на которую ВСУ могут обороняться много месяцев. С нашей стороны также лежит крайне неудобный для наступления ландшафт и отсутствуют какие-либо стратегически важные пункты.
Сражение за Бахмут было гениальной психологической операцией, проведённой против президента Украины Владимира Зеленского. Фото: Pool /Ukrainian Presidentia/Globallookpres
Остервенение, с которым ВСУ дрались за этот город, было связано в первую очередь с накалом переможной пропаганды и вбиваемой украинцам в головы установкой, что они намного лучшие воины, чем "лапотные москали", а потому ну никак не могут проиграть русским (в реальности, понятно, всё оказалось немного иначе).
В сражении за Соледар – Бахмут перемалывались украинские резервы, что должны были пойти в наступление на Запорожье ещё зимой, до того, как было завершено строительство "линии Суровикина". Фактически, начав эту битву, мы выиграли время и создали предпосылки для разгрома врага летом.
Но что мы выигрываем сейчас?
Господин Матюшкин считает, что удобный плацдарм для будущего наступления и пониженное состояние морали в ВСУ. В частности, он отметил, что Бахмут имеет огромное символическое значение для украинского общества, а его захват даст повод украинским и западным СМИ вновь разогнать пропагандистскую кампанию, в которой особый упор будет сделан на то, что украинская армия может брать не только мелкие посёлки, но и крупные города.
Бахмут сам по себе имеет не только какое-то стратегическое или тактическое, но и символическое значение, поэтому терять его никак нельзя. И во-вторых, это плацдарм для нашего наступления в сторону Горловки, чтобы отвести от неё постоянные обстрелы, которые убивают мирных жителей и разрушают дома. Ну, и также через Часов Яр – самый короткий путь на Славянск. Соответственно, можно будет оказать помощь группировке, которая прорывается на Купянск. И в каком-то обозримом будущем сможем нанести два удара по Славянску,
– пояснил наш собеседник.
Перемололи в Бахмуте и можем повторить?
С другой стороны, городские руины являются идеальным местом для очередного раунда перемалывания противника. Город разрушен полностью, гражданского населения и даже домашних животных в нём не осталось. С этим согласны даже те, кто считает правильным его оборонять.
Сам по себе Бахмут практически уничтожен: жилых целых домов нет, коммуникаций никаких нет. И тот логистический центр, который там был в прошлом, сейчас не имеет значения,
– отметил Матюшкин.
Тем не менее, разрушенный и мёртвый, город всё равно остаётся городом: бетонные подвалы дают защиту от обстрелов, многометровые руины бетонных домов позволяют ставить камеры наблюдения, оборудовать замаскированные позиции ПТУРщиков и снайперов. То есть возвращение даже руин Бахмута будет стоить врагу огромных потерь, колоссального расхода боеприпасов и утраты техники. А высокое символическое значение "фортеции Бахмут" не позволит киевскому режиму отказаться от такого "выгодного предложения".
Бетонные подвалы дают защиту от обстрелов, многометровые руины бетонных домов позволяют ставить камеры наблюдения, оборудовать замаскированные позиции ПТУРщиков и снайперов. Фото: Фото: Ashley Chan/Globallookpres
Между тем вопрос перемалывания украинских резервов не столь праздный, как может показаться на первый взгляд. То, что ВСУ обескровлены в Запорожье, ещё не означает, что Незалежная потратила всё "пушечное мясо" и в ближайшие месяцы утратит возможность воевать. Жернова мобилизационного механизма крутятся без остановок; полиция ежедневно отлавливает на улицах, на работе, в кафе будущих жертв мин и артударов.
Известно, что ВСУ сформировали четыре пехотные бригады и держат их в тылу. Пять отдельных механизированных бригад завершат формирование к концу октября. Кроме того, в составе 10-го армейского корпуса к концу года должна быть сформирована новая танковая бригада.
Иными словами, людей у Киева много, так что конца и края "мясным штурмам" пока не видно. Единственный вопрос в том, где они будут происходить и какой сопутствующий ущерб причинят.
В сухом остатке
Провал украинского наступления в Запорожье не означает прекращения активных боевых действий. Враг по-прежнему очень силён и получает огромную помощь с Запада.
Осень может преподнести немало сюрпризов, и события могут развиваться очень по-разному. Возобновление сражения за руины Бахмута – один из вполне вероятных вариантов. При этом даже успешное продвижение противника в город не будет означать реального улучшения его положения. Просто обессиленный город займут обессиленные солдаты. И это может стать для них последним рубежом…