Сегодня - 30-летие расстрела российского парламента. Что характерно - расстрела из танков.

Поскольку мы за последние полтора года очень много узнали про танки и особенности их применения в городской застройке, события 3 октября 1993 годы выглядят из 2023 совсем не так, как скажем из допандемийного 2018-го.

Сейчас легко представить как бы выглядел альтернативный исторический сценарий, в котором, например, танки Таманской дивизии, верные Ельцину, вступают в дуэль с танками Кантемировской дивизии, верной Верховному Совету.

Скажем с высот в Нескучном саду очень удобно было обстреливать здание Минобороны на Фрунзенской. Лужники, Хамовники вплоть до Садового кольца находились бы под огневым контролем того, кто контролировал бы Ленинские горы. А переулки Красной Пресни, как и в 1905 превратились бы в подобие Соледара. Спецназ противоборствующих сторон взрывал бы мосты, а штурмовики - бомбили Тёплый стан и Рублёвку.

В общем, нам всем в 1993 году очень сильно повезло, что Борис Николаевич Ельцин любил власть очень сильно, а Хасбулатов и Руцкой оказались номенклатурными тряпками.

Однако, эта проверенная временем мантра работает в очень ограниченном коридоре. Лозунг "Лишь бы не было войны" - мы понимаем. И теперь знаем, что оборачивается он иногда еще большей войной.

А похороны Ельцина в Национальном некрополе на Новодевичьем кладбище совершенно не снимают вопрос о легитимности всего института власти в России после 1993 года. Более того, и сами похороны, и строительство Ельцин-центра и Семья, сохранившая и умножившая свои миллиарды, делают эти вопросы столь же актуальными как и 30 лет назад.