В 2015 году русское наступление упёрлось в многослойную оборону противника при попытке срезать Дебальцевский выступ у его основания. Ситуацию удалось переломить ударом по Углегорску, который находился в середине украинской группировки. Нечто подобное может произойти в ближайшие недели под Авдеевкой.
Русская армия продолжает стягивать кольцо окружения вокруг Авдеевского укрепрайона. За последние несколько дней нашим удалось немного продвинуться на юге, взяв поле с посадкой и песчаный карьер, который очень мешал развивать наступление в направлении на посёлок Северное.
Но главные события произошли на северном фасе Авдеевского выступа.
На Авдеевском направлении ВС России с тяжёлыми боями прорываются к Авдеевскому коксохимическому заводу,
— сообщает Telegram-канал "Рыбарь".
Актуальная линия фронта на утро 31 октября. Источник: lostarmour.info/map
Неожиданно, но логично
Начало штурмовых действий против Авдеевского коксохимического завода выглядит очень интригующим поворотом. Дело в том, что первоначально операция развивалась как попытка срезания всего Авдеевского выступа. Для этого был нанесён удар через поля с целью взять населённый пункт Бердычи. Одновременно наши штурмовые отряды пошли с юга, со стороны Песок. Две клешни, судя по всему, должны были встретиться в районе Орловки — небольшого села, где находится узел дорог, обеспечивающих снабжение авдеевского гарнизона.
Однако украинское командование отреагировало на угрозу масштабной переброской резервов. Танковые и мотопехотные бригады вытаскивались и из Запорожья, и из-под Купянска. Дело дошло до раздербанивания минимум одной элитной бригады, часть которой осталась на запорожском участке фронта, а танковый батальон поехал воевать под Авдеевкой.
По некоторым оценкам, на спасение выступа брошено около 35 тысяч украинских военных, притом что первоначально позиции там удерживали от 5 до 15 тысяч вэсэушников.
Получив новые силы, украинцы провели серию контратак, заставив наши подразделения отойти от Бердычей на линию железной дороги, пролегающей примерно в двух километрах от северной окраины села.
Зато нашим войскам удалось взять господствующую высоту — золоотвал коксохимического завода. Исполинский искусственный холм поднимается более чем на 230 метров над уровнем моря (притом что окружающие поля лежат на высотах около 190 метров), что позволяет владеющей им стороне обозревать местность на многие километры.
Серое круглое образование — террикон, под ним развалины коксохимического завода, превращённые ВСУ в крепость. Источник: Google Карты
И вот в условиях, когда ВСУ за счёт массированной переброски резервов удалось затормозить наше движение по полям, контроль над терриконом оказался полезен в другом отношении: под его прикрытием можно начать штурм завода, одновременно мешая противнику подбрасывать туда подкрепления.
Штурм укреплённого завода является очень сложной задачей. Фото: MOD Russia/Globallookpres
Взятие же предприятия позволяет поставить снабжение Авдеевки под угрозу без необходимости штурмовать Бердычи и замыкать кольцо окружения у Орловки, так как главная дорога, которая соединяет Авдеевку с Ласточкином и Орловкой, проходит мимо завода всего в 600–900 метрах. То есть занявшие его войска смогут расстреливать весь транспорт, идущий по ней.
Впрочем, штурм укреплённого завода является очень сложной задачей.
Взятие коксохимического завода позволит расстреливать технику, едущую в Авдеевку из Ласточкина. Источник: https://lostarmour.info/map
По примеру Дебальцевского "котла"
Очень похожую ситуацию мы уже могли наблюдать в 2015 году, когда силы ЛНР и ДНР пытались в ходе зимней кампании срезать так называемый Дебальцевский выступ.
Тогда тоже первоначально планировалось нанести два удара у основания выступа, на севере пробить украинскую оборону в направлении на Попасную и Троицкое, а с юга взять Светлодарск.
Однако украинцы ожидали такого развития событий и создали на направлении этих ударов многослойную оборону. Кроме того, в ходе наступления в частях Народной милиции ЛДНР возникли проблемы с координацией, управлением и связью. Первоначально успешное наступление на Троицкое было обнулено контратакой вражеских резервов.
Казалось, что операция захлёбывается. Однако ополчению удалось нащупать слабое место в районе Углегорска, находившегося практически в середине выступа. Удар по нему привёл к разрезанию украинской группировки надвое и паническому бегству противника.
Тогда добиться окружения врага в "котле" не получилось, однако выступ был уничтожен, а стратегически важный узел дорог освобождён.
Нечто похожее может получиться и в сражении за Авдеевку. Ожидать массового бегства ВСУ в текущих реалиях не приходится, но взятие, пусть даже частичное, коксохимзавода очень серьёзно осложнит снабжение авдеевского гарнизона.
Когда поля хуже штурма крепости
Военный эксперт, в прошлом старший лейтенант спецназа Народной милиции ДНР Александр Матюшкин в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что он бы предпочёл воевать в условиях городской и промышленной застройки, нежели штурмовать позиции противника по открытой местности:
Идя по открытому полю, ты себя всегда подставляешь под артиллерийский огонь. И не только артиллерийский: скрытные пулемётные точки и всё остальное представляют смертельную опасность. Бои в городской либо промышленной застройке тоже тяжёлые. Но для штурмовых групп и групп специального назначения в принципе удобнее проходить через городскую застройку. Занимая здание за зданием, зачищая их постепенно, ты всё же имеешь какую-никакую защиту от стрельбы с соседнего здания либо со скрытой позиции. Что же касается боёв в открытом поле, то там часто негде спрятаться.
При этом наш собеседник считает, что дороги, ведущие в Авдеевку, всё равно придётся брать под физический контроль. Одним огневым воздействием на них обойтись не получится.
Если даже коксохимзавод возьмём, мы не перекроем все пути снабжения авдеевского гарнизона. Именно поэтому сейчас наша армия, взяв вчера карьер в районе населённого пункта Северное, продвигается с юга дальше,
— сказал господин Матюшкин.
Кроме того, эксперт отметил, что существует угроза внешнего деблокирующего удара со стороны крупной группировки противника, сосредоточенной в районе населённых пунктов Нетайлово, Карловки и Невельское.
Сейчас там развёрнута украинская артиллерия, которая систематически бьёт по Донецку. Однако с этого же района может быть запущен удар во фланг и в тыл нашей южной "клешни".
Сейчас там развёрнута украинская артиллерия, которая систематически бьёт по Донецку. Фото: Mykhaylo Palinchak/Keystone Press Agency/globallookpress
При всём при этом Матюшкин согласен, что возможное взятие коксохимического завода может сыграть существенную роль в успехе операции, поскольку таким образом мы частично разрезаем вражескую группировку.
Но в любом случае Авдеевку надо будет брать полностью и зачищать. Орловка с Ласточкином — останутся они на внешнем кольце окружения или попадут внутрь кольца, это уже зависит от замысла командования и действий противника. Потому что планы могут меняться. Особенно если мы упрёмся в жесточайшее сопротивление противника, то, естественно, мы пойдём каким-нибудь другим путём,
— уверен эксперт.
Грязь на стороне русских
Есть и ещё одно обстоятельство, которое в ближайшей перспективе может оказаться нам на руку.
В ноябре синоптики обещают в Донецке и окрестностях не менее восьми дождливых дней. При слабо плюсовых температурах это означает, что поля постепенно превратятся в огромные грязевые пространства.
Русская армия в этих условиях продолжит воевать, имея в тылу мощнейший транспортный узел Донецко-Макеевской агломерации, которая также даёт огромные возможности по размещению войск, лечению раненых и заболевших, ремонту техники. А вот для ВСУ ближайший населённый пункт, где можно развернуть оперативную базу соответствующего размера, — это Покровск, лежащий более чем в 40 км к западу. То есть проблемы их снабжения от ухудшения погодных условий будут нарастать намного сильнее, чем для нашей группировки, которой предстоит воевать в аналогичных обстоятельствах.
Господин Матюшкин отметил, что за долгие годы украинские военные накатали весьма приличные грунтовые дороги, которые не раскисают даже в распутицу. Однако их положение известно, а потому по проходящей по ним технике могут работать дальнобойные средства поражения.
Кроме того, пока украинцы накатывали эти дороги, у них на вооружении не было 60-тонных "Леопардов". К слову, первые ролики с кадрами вытаскивания из осенней грязи одного немецкого танка другим мы уже на днях видели. А ведь погода только начала портиться.
В сухом остатке
Ожесточённое и тяжёлое сражение за Авдеевский выступ продолжается. ВСУ бросили в этот район очень крупные подкрепления, поэтому наше командование может отказаться от первоначального окружения вражеской группировки широким охватом через поля и взятием населённых пунктов Бердычи, Семёновка, Орловка, а вместо этого попытается обрезать снабжение вражеского гарнизона ударом через коксохимический завод.
Русской пехоте необходимо зачистить дачный массив, чтобы обеспечить себе фланг перед началом штурма коксохимического завода. Источник: Google Карты
Если события будут развиваться по этому варианту, то в ближайшее время наши войска должны заняться подготовкой плацдарма для наступления на завод. Для этого им нужно будет зачистить от украинских подразделений несколько дачных посёлков, расположенных между заводом и цепью технических прудов — так называемых ставков.
Ожидаемое ухудшение погоды в ближайшие недели доставит проблем обеим сторонам. Однако более пагубно оно скажется на снабжении украинской группировки, особенно внутри назревающего "котла".
Продолжаем наблюдать за развитием ситуации.