Командование ВСУ вернулось к тактике 2022 года, которая себя показала во время осеннего контрнаступления под Харьковом. Она состояла в том, что небольшие группы пехоты на лёгкой бронетехнике быстро продвигались вглубь обороны и обходили очаги сопротивления. Интересно, что операцией ВСУ под Харьковом тоже руководил Сырский.
Такие действия требуют совсем другого принципа управления войсками и, конечно, хорошей связи о координации. О принципах управления, предполагающих большую инициативу и самостоятельность подразделений, много писал тогда. В России успехи ВСУ в Харьковской области объяснялись нехваткой личного состава и традиционно плохой координацией. И действительно, такая тактика имела шансы на успех только в условиях редкой очаговой обороны. На Донецк таким "просачиванием" не пойдешь. ВСУ комбинировали оборону на одних участках, и атаку мобильными группами на других, не защищённых. Все, кстати, в соответствие с западными доктринами, но положенными на украинские национальные особенности.
Но неожиданно, после успехов 2022 года ВСУ меняет тактику и вопреки своей собственной концепции готовят большие соединения для лобовой атаки российской обороны. Изменения были связаны, видимо, с масштабными американскими поставками вооружений, вместе с которыми было назначено американское командование. Активные действия ВСУ были остановлены, что дало возможность Суровикину укрепить линию обороны, и были перенесены на лето 2023 года. Свою идею американцы назвали "дежскалация через эскалацию". То есть сейчас устроим русским и украинцам большое кровопускание, а потом убедим договариваться. Но с точки зрения Украины это было самоубийством, тогда об этом писал. Им в реальности не дали вооружения, которое могло бы позволить пройти оборону Суровикина. Хотя самой идеи "кровопускания" это не отменяет. Напоминаю, что потом внезапно прекратились поставки вооружений (не только из-за блокировки республиканцев, но даже те поставки, которые можно было отправить в обход блокировок). С середины 2023 года и до начала 2024 ВСУ провели несколько очень тяжёлых операций (контрнаступ на Васильеву), высадка на левый берег, Бахмут и Авдеевка), которые истощили силы и выбили значительную долю личного состава наиболее боеспособных частей, которые и обеспечили успех первого года.
Теперь же они возвращаются к тактике малых групп, но уже не могут делать это в большом масштабе. А также не имеют необходимого количества военной техники, так она потрачена в прошлом году. По разным сообщениям с мест в наступленти на Курскую область участвуют от одной до трех тысяч человек. Они просачиваются небольшими группами через лесной массив и перерезают дороги между населенными пунктами. Неприятным сюрпризом стало то, что российская армия до сих пор не решила проблему связи о координации. А авиация показывает себя неэффективно в борьбе с группами противника.
Давайте подумаем, почему произошел возврат ВСУ успешному формату? Очевидно, потому что американский концепт "дежскалация через эскалацию" себя не оправдал. Ни Украина не вышла к перешейку, ни Россия не смогла реализовать преимущество, когда на несколько месяцев прекратилось снабжение. Украинская риторика про границы 1991 года ушла. А вот со стороны России требования ужесточились. Как вы помните, были заявлены территориальные требования, политические, а также отмена санкций. Казалось бы, их должно было смягчить участие в переговорах Пекина (Украина всё-таки пошла на поклон к Китаю), но нет. Они оставались жёсткие. Тогда, напомню, Лукашенко заявил о том, что пора заканчивать и отвёл свои войска с границы. Это дало возможность ВСУ сформировать небольшую группировку для атаки Курской области. Короче, я думаю это ответ на российские мирные предложения. Часть переговорного процесса, так сказать.