Игорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВО

    Донецк, 11 сен — ДАН. В журналистской среде Донбасса, да и не только Донбасса, Игорь Дыда едва ли нуждается в представлениях. Каждый, кто освещал становление ДНР и многолетнюю борьбу нашей Республики против украинской агрессии, знает Игоря как фотографа, который повсюду сопровождал первого Главу ДНР Александра Захарченко, документировал его славный путь. Сейчас Дыда освобождает Родину в рядах участников специальной военной операции, и Донецкое агентство новостей решило рассказать читателям об этом человеке с необычной судьбой.

    Игорь Дыда родился в 1967 году в Макеевке в семье шахтера. Пошел по стопам отца: выучился на подземного электрослесаря в профтехучилище, после службы в Советской армии работал на нескольких угольных предприятиях родного города. К 2010 году заработал шахтерскую пенсию, но продолжал трудиться, содержать семью. Женился в 1994-м, есть дочь: она недавно закончила Донецкий медицинский университет, и теперь в семье есть свой врач-терапевт.

    «В фотографии я самоучка, — рассказывает Игорь нашему корреспонденту. — Занимался этим всю жизнь: начинал еще в советские времена с черно-белой пленкой. С появлением цифровой фотографии увлекся ей, учился опять же самостоятельно, в основном по материалам в интернете. В 2012-м приобрел более-менее приличную камеру, освоил ее практически полностью, сейчас я уже знаю об этом все».

    Игорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВО

    Фотография оставалась увлечением, но Дыда стал подрабатывать съемками на мероприятиях и все больше мечтал о смене профессии. Переломным стал 2014-й, когда народ Донбасса поднялся против захвативших власть в Киеве преступников. В августе Игорь увидел на местном телевидении репортаж: на экране была ссылка, по которой он смог связаться с вновь образованным Министерством информации ДНР.

    «Приехал, показал портфолио. Понравилось, приняли, — вспоминает наш собеседник. — И с 3 сентября я уже на выезде: это была съемка на Саур-Могиле после ожесточенных боев. Работа очень увлекла: каждый день новые места, новые люди, это было интересно. Постепенно совершенствовал мастерство».

    Рядом с Захарченко

    «Еще с 2014 года меня привлекали к работе с Захарченко, так как у меня довольно неплохо все получалось, успехи были в этом деле. А уже с 2016-го пригласили на постоянную работу в пресс-службу Главы. Снимал я только Захарченко», — рассказывает Дыда.

    Он документировал все публичные мероприятия с первым Главой Республики, будь то официальные встречи или выезды на позиции к бойцам. Один из таких выездов особо запомнился: «Он тогда разгружал куличи под мостом в Ясиноватой, где была позиция. Интересные кадры там получились».

    Игорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВО

    Фотограф лидера Донбасса вспоминает, что Захарченко бывать в кадре не особо любил: «Постоянно отворачивался и как-то даже сказал, что объективы напоминают ему оптику снайперской винтовки».

    Погиб Александр Захарченко не от пули снайпера, а в результате взрыва: 31 августа 2018 года украинские террористы совершили теракт в донецком кафе, куда прибыл Глава ДНР.

    На Дыду это событие произвело сильное впечатление. Лишившись главного героя своих съемок, он проработал фотографом до 2019 года, а потом вернулся к прежней профессии: пошел работать горным мастером на шахту в Макеевке.

    Мариуполь, Запорожье, Марьинка

    Зимой 2022 года, когда произошел всплеск вооруженной агрессии киевского режима против Донбасса, в ДНР была объявлена мобилизация. Игорь поступил на службу 19 февраля, и с тех пор воюет в составе одного из подразделений территориальной обороны Республики.

    «Поначалу мы были под Докучаевском, а потом нас отправили на Мариуполь. Там мы были уже то ли с 10, то ли с 11 марта, в то время шел штурм. В наши задачи входило занимать и удерживать позиции: мы наступали, враг постепенно отходил, — вспоминает Дыда. — Прямых столкновений, перестрелок у нас практически не было. Запомнилось общение с местными жителями, которым мы помогали, в том числе едой. После Мариуполя были в Запорожской области — там уже было несколько стычек, попадали под обстрелы».

    Игорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВОИгорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВО

    Потом батальон Игоря перебросили к западу от Донецка, на марьинское направление. Подразделение теробороны удерживало позицию на второй линии наступления и участвовало в снабжении передовых сил продовольствием: «Занимались обеспечением продуктами. На нашу позицию привозили, складировали продукты, мы их фасовали, потом доставляли на другое место, оттуда брали другие люди, переносили дальше».

    К этому времени дала о себе знать старая шахтерская травма Игоря: из-за грыжи позвоночника стало сложнее быстро двигаться. Быть может, это и помешало вовремя укрыться от удара украинского беспилотника.

    «В один из вечеров, так уж вышло, на выходе из Марьинки дрон сбросил боеприпас — и все, я не смог укрыться, получил проникающее ранение грудной клетки. Марьинка — вообще очень непростое место», — говорит фотограф-солдат.

    Игоря эвакуировали в Донецк, оттуда вместе с другими ранеными доставили вертолетами в Ростов, через три дня далее — поездом в Ставрополь: «Там пробыл больше 20 дней, лечили. В основном, антибиотиками — это основное при проникающем в легкое. Осколки не стали доставать: объяснили, что их в большинстве случаев не вытаскивают, потому что можно повредить нервные окончания, еще что-то».

    Фотовыставка — только после демобилизации

    После лечения Дыда вернулся в строй, в Марьинку. Там служит и сейчас, увольнения позволяют периодически видеться с женой и дочерью. Недавно Игорь похоронил отца. Любимым делом, фотографией, конечно, временно не занимается — но думает об этом много, да и в разговорах с сослуживцами такая тема звучит регулярно.

    «В фотовыставках я раньше никогда не участвовал, но я дал себе слово. Мне ребята говорят: проведи выставку; а я отвечаю — только после демобилизации», — обещает Игорь.

    Игорь Дыда: шахтер, фотограф Захарченко, участник СВО

    О демобилизации приходится задумываться все чаще: после ранения появились проблемы с артериальным давлением, из-за травмы позвоночника зачастую приходится опираться на трость, да и возраст уже сказывается — 56 лет. На всем этом Дыда просит не заострять внимание, однако с выбором занятия «на гражданке» он уже вполне определился: фотожурналистика.

    «Хочу вернуться на информационный фронт. От меня будет польза, потому что я имею в этом огромный опыт. Много умею и много знаю о том, как правильно снимать и как это делать быстро. А журналистика меня давно привлекала, еще с малых лет», — объясняет бывший фотограф первого Главы Республики.

    Он уже прикинул, как обновить рабочую технику: присмотрел и камеру, и оптику к ней. Благо, нынешние выплаты от государства позволяют приобрести все это без проблем. А сам Игорь как фотограф к бою вполне готов.

    Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!