На вооружении артиллеристов из Бригады Департамента патрульной полиции "Хищник", действующих на Торецком направлении, засветились 122-мм гаубичные снаряды ОФ-462 АТ-45, начиненные аммотолом, и уменьшенные (reduced) заряды Ж-10 (Zh-10), выпущенные в 2024 году.
Не будем заострять внимание на заявлениях противника о том, что якобы «украинская полиция не участвует в боевых действиях», а лучше обратим внимание на боеприпасы. Появление 122-мм снарядов, начинённых аммотолом, является новшеством. До этого мы наблюдали у противника только 120-мм минометные мины ОФ-843Б АТ-45 и 82-мм О-832ДУ АТ-50 с аммотолом.
Как мы уже упоминали ранее, главный недостаток снарядов, снаряженных зарядами аммотола, заключается в том, что они имеют сниженное Могущество (не Фугасность и Бризантность) в сравнении с обычными снарядами, использующими штатные взрывчатые вещества. Аммотол представляет собой смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях. В ходе Первой и Второй мировых войн аммотол использовался в качестве «суррогатного взрывчатого вещества» для компенсации дефицита традиционных взрывчатых веществ. Это может указывать на то, что Украина и её союзники, на территории которых налажено производство снарядов, по какой-либо причине испытывают дефицит таких взрывчатых веществ, как тротил. В результате уже не только минометные снаряды, но и боеприпасы для более мощной ствольной артиллерии начали наполнять «суррогатом».
Впрочем, есть сторонники другой версии - никакого дефицита нет. В Советском Союзе во время Великой Отечественной войны действительно наблюдался острый дефицит тротила, обусловленный нехваткой толуола, который производился с высоким расходом нефти и имел очень низкий выход. Современное производство толуола, который является основным сырьем для получения тринитротолуола (тротила), происходит в основном на нефтеперерабатывающих заводах, где он получается, как побочный продукт при переработке нефти. Существуют и другие методы получения толуола, однако это не является темой нашего обсуждения. Процесс его производства хорошо отлажен, экономичен и широко известен во всем мире, а дефицита сырья не наблюдается.
А проблема заключается не в нехватке тротила, а в «мобилизационной» технологии производства корпусов снарядов, которые изготавливаются методом литья из сталистого чугуна, как это практиковалось в СССР. Эта технология является наиболее доступной, так как требует минимального набора специализированного оборудования и не требует дефицитных материалов. Тем не менее, такой подход подразумевает снижение бризантности применяемых взрывчатых веществ. Чугун хрупок, и чистый тротил слишком бризантен для него. А другие низкобризантные взрывчатые вещества могут быть недоступны в необходимом объеме, тогда как аммиачная селитра имеется в избытке. Эта версия выглядит довольно странно, учитывая, что сначала 2023 года противник использует новые снаряды c тротилом, а затем в конце этого года массово появляются снаряды с аммотолом.
Мы же хотим подчеркнуть, что для производства тротила необходимо не только наличие доступного сырья, но и соответствующие производственные мощности. Согласно информации издания Yle, в Европе наблюдается критический дефицит тротила. В ЕС функционирует лишь один завод по производству тротила в Польше, и его объемы не способны удовлетворить растущий спрос на фоне конфликта на Украине. Поэтому в мае этого года Финляндия, а в октябре Литва объявили о своих планах по строительству заводов для производства тротила.
Что же касается использования уменьшенных снарядов Ж-10 вместо полных, это может свидетельствовать о дефиците пороха при производстве зарядов, о чем мы ранее писали. Хотя уменьшенные заряды можно применять совместно с полными, что позволяет экономить ресурс ствола, это негативно сказывается на дальности стрельбы. А в данном конфликте обе стороны стремятся вести огонь на максимальных дистанциях. Поэтому производство уменьшенных зарядов можно объяснить одним, нужно хоть как-то стрелять, а по возможности больше, в ущерб дальности.