Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем.

Острейший вопрос, который обсудили с коллегами во время Экспертной дискуссии.

Участники: Фонд НТИ, Университет НТИ 2035, МЧС, Минобрнауки РФ, Московский авиационный институт, Университет Иннополис, Геоскан и ГК «БАС» и другие компании, активные участники рынка.

Тема крайне интересна, особенно с учетом того, что стране надо перейти с 4-го технологического уклада в 6-й, а без подготовленных кадров это невозможно. Вопросов очень и очень много, поэтому подготовлю несколько постов по этой теме.

Вызов связан с тем, что в ближайшие годы в небе России будут находиться сотни тысяч беспилотников, а значит острота проблемы подготовки кадров только усиливается. Эксперты говорят о дефиците через 2-3 года в 1 млн специалистов только в отрасли БАС.

Интересно, что появление отрасли БАС выявило проблему качества и достаточности традиционных профессий. Таких как электротехника, радиотехника, материаловедение, аэродинамика, аэронавигация и т.д. Для меня, это означает только одно, что с аналогичной проблемной столкнемся и по промышленной робототехнике.

Из цифр, озвученных Фондом НТИ:

- 23 организации приступили к обучению специалистов в отрасли БАС;

- 6000 человек проходят подготовку БАС;

- 148 организаций дали требования к специальностям в части БАС.

В итоге, есть понимание, что появились новые профессии:

1. Оператор использования дронов или Инструктор полетов.

2. Механик по ремонту и обслуживанию БАС.

3. Специалисты по обработке данных, полученных с БАС.

4. Сборщик БАС .

5. Инженеры по эксплуатации БАС.

Из хорошего: Минпросвещения ввело в этом году три новые профессии в части БАС, которые соответствуют первым трем из списка выше. Остальные обещают ввести в ближайших год. Ждем!

В настоящее время «Университет НТИ 2035» ежегодно готовит более 5000 специалистов для отрасли БАС. Еще из интересного, что основная часть проходящих обучение – это люди старше 25 лет, то есть уже взрослые люди, которые ранее получили либо профессиональное, либо высшее образование. То есть идут доучиваться или переучиваться.

Но … при этом более 10% проходящих обучение – это люди старше 50 лет, и их доля продолжает расти. Все это влияет на саму модель образования, но основной вывод в другом.

Необходимо так модернизировать систему образования, чтобы она позволяла готовить кадры для новых отраслей не с нуля, а за счет переобучения тех, кто второй раз меняет профессию после 40 лет. А также для тех, кто после 2-3 лет работы по специальности понимает, что ошибся (хотя, мое мнение, данная проблема связана с неправильным целеполаганием, источником которого является довлеющее мнение родителей, родственником, друзей и информационного поля).

Владислав Васильев

Владислав Васильев: Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем

Владислав Васильев: Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем