Известные и малоизвестные факты о Донецком театре оперы и балета («Донбасс Опере»)
Донецкий академический театр оперы и балета – не только значимое учреждение культуры, но и узнаваемый архитектурный объект. Судьба его – непростая, но всё же счастливая. Открывшийся в Сталино за считанные месяцы до начала Великой Отечественной, 12 апреля 1941 года (так-то театр был создан ещё в 1932-м, но изначально дислоцировался за пределами города), он чудом уцелел во время войны, собственно, не прекращая своей работы. Именно на этом здании вечером 7 сентября 1943 года был водружён красный флаг, ознаменовавший освобождение Донбасса от фашистов. В период нынешних боевых действий театр тоже устоял, хотя и попадал в эпицентр обстрелов, о чём свидетельствуют всё ещё закрытые фанерой окна и посечённые осколками стены.
Первым спектаклем, с которого театр ведёт свою историю, стала опера Михаила Глинки «Иван Сусанин». Для артистов было пошито порядка 500 костюмов, в музыкальном сопровождении задействовались настоящие колокола, а в финале на сцену артисты выезжали на конях. А послевоенную афишу открыло не менее легендарное (и территориально связанное с Донбассом) произведение «Князь Игорь». Интересно, что «Князя Игоря» в театре заново ставили к 80-летию театра. Премьера должна была состояться в 2022-м, но из-за жёсткой военной обстановки тогда её отменили и представили публике буквально на днях.
Архитектор театра – Людвиг Котовский, на тот момент являвшийся и главным архитектором города. Его авторству также принадлежат зеркальные здания Дома советов и филармонии, находящихся друг напротив друга по разные стороны площади Ленина. Интересно, что Котовский в основном работал в стиле конструктивизма, но в проектировании здания театра ему пришлось в большой степени обратиться к классике – специфика обязывала. Общее же руководство стройкой было возложено на Соломона Давидовича Кроля. Напрашивается предположение, что это – сын того самого юзовского купца, чей Дом Кроля через дорогу от Грин Плазы известен каждому дончанину. Однако в открытых источниках тиражируется информация лишь о двух детях Кроля, и Соломона среди них нет. Что же, нужно при случае покопать...
Старейшая конструктивная часть, ставшая своего рода сердцем театра – поворотный круг. «Раньше на месте бульвара Пушкина были склады, к которым подходила железнодорожная ветка. Когда подъезжавшие туда паровозы должны были выдвигаться обратно, то их поворачивали на специальном круге. По словам старожилов, при постройке театра именно это устройство установили на месте будущей сцены, а уже вокруг него строилось здание», – говорится в архивном материале Донецкого агентства новостей со ссылкой на главного инженера «Донбасс Оперы».
Среди прочей роскоши театрального интерьера особое место занимает полуторатонная хрустальная люстра, висящая на 20-метровой высоте. Изготовлена она была на знаменитом Константиновском стекольном заводе – том самом, где делали рубиновые звёзды для кремлёвских башен. В обслуживании гигантского светильника занято несколько десятков человек. Чтобы вытереть пыль и заменить лампочки, люстру с помощью подъёмно-спускового механизма на тросе транспортируют вниз. А дальше начинается кропотливая работа. Чтобы заменить лампочки, нужно нырнуть внутрь люстры целиком, стоя на стремянке, – её высота около 4-х метров.
На здании театра висит мемориальная доска в честь Иосифа Кобзона, уроженца Донбасса, который здесь был частым гостем. Только с начала боевых действий и до самой своей смерти, т.е.за четыре года, Кобзон посетил малую родину десяток раз. Последнее выступление артиста на сцене «Донбасс Оперы» – грандиозный юбилейный концерт - состоялось в сентябре 2017 года. И ещё одна знаковая личность, увековеченная в привязке к театру, – «Шахтёрский герцог», знаменитый тенор Анатолий Соловьяненко, для которого сцена Донбасс Оперы стала трамплином к мировой творческой карьере. Памятник ему в образе Герцога из «Риголетто» установлен в сквере справа от театра.
В публикации использованы материалы оф.сайта «Донбасс Оперы», Донецкого агентства новостей и газеты «Донецкое время»