В условиях постоянных изменений и вызовов дорожно-транспортный комплекс РФ продолжил демонстрировать динамичное развитие и стабильность. Устойчивость отрасли становится особенно важной в свете растущих требований к качеству инфраструктуры и эффективности управления транспортными потоками.
В связи с этим Росавтодор активно внедряет современные технологии, улучшает методы проектирования и строительства, а также осуществляет комплексные меры по модернизации существующих объектов. Продолжая работать над реализацией национальных программ и государственных инициатив, ведомство стремится не только поддерживать существующий уровень обслуживания дорог, но и обеспечить их развитие с учетом перспективных потребностей общества и экономики.
В 2024 году Федеральным дорожным агентством было построено, реконструировано и отремонтировано более 4,4 тыс. км подведомственных автодорог.
Ключевыми объектами, введенными в эксплуатацию, стали обходы Нижнекамска и Набережных Челнов на М-7 «Волга» в Республике Татарстан, а также обход пяти населенных пунктов на этой же федеральной трассе в Республике Башкортостан.
Кроме того, завершено строительство 118,6 км автомобильной дороги А-289 в Краснодарском крае и обход города Усолье-Сибирское на Р-255 «Сибирь» в Иркутской области. В Подмосковье на трассе М-5 «Урал» проведена реконструкция участка Ульянино – Непецино и строительство обход поселка Октябрьский. В Вологодской области завершена реконструкция автомобильной дороги А-114 на участке с 14-го до 35-й км, а в Волгоградской – второй этап обхода Волгограда на Р-22 «Каспий».
Значимые проекты были также реализованы в Якутии, Чувашии, на Сахалине, в Ленинградской и Нижегородской областях и многих других субъектах нашей страны. Все это говорит о комплексном и всеобъемлющем подходе дорожников в работе по модернизации транспортных артерий РФ.
Традиционно большое внимание в 2024 году было уделено развитию автомобильных дорог ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. За минувший год было обновлено более 931 км региональных и местных дорог, что на 280 км больше по сравнению с 2023-м. В частности, в ДНР дорожниками было обновлено 166,4 км дорог, в ЛНР – 314,5 км, в Запорожской области – более 226,6 км, а в Херсонской – 224,2 км.
Немаловажным стало и расширение федеральной трассы Р-280 «Новороссия» в ДНР. Так, в период 2024–2026 гг. в рамках развития данной трассы реализуется капремонт с доведением до четырех полос участков общей протяженностью 75,8 км. Из них 4 км были введены в 2023-м, 48,1 км – в 2024-м. В их числе – отрезки с 121-го по 131-й км и с 135-го по 162-й км. Развитие данного направления позволит увеличить ежедневную пропускную способность «Новороссии» до 25 тыс. автомобилей.
В 2024 году к своему логическому завершению подошел нацпроект «Безопасные качественные дороги», ставший символом и локомотивом масштабных преобразований в дорожно-транспортной инфраструктуре РФ.
В рамках этого глобального проекта работы по ремонту и капитальному ремонту, строительству и реконструкции выполнялись в 105 крупнейших городских агломерациях в 84 субъектах нашей страны, а также на участках федеральных трасс. Кроме того, в городских агломерациях обновлялся общественный транспорт, внедрялись интеллектуальные транспортные системы.
Минувший год ознаменовался важными юбилейными датами. Так, в 2024-м исполнилось 215 лет единому транспортному ведомству, функции которого сегодня выполняет Минтранс России.
Свое 20-летие отметило и Федеральное дорожное агентство. Начиная с 2004-го года Росавтодором было построено и реконструировано более 6,8 тыс. км федеральных дорог, а также почти 187 тыс. погонных метров искусственных сооружений, что существенным образом, безусловно, повлияло на развитие транспортной инфраструктуры страны.
В 2024 году также состоялся ряд ключевых отраслевых мероприятий.
В Екатеринбурге прошла XI Международная специализированная выставка «Дорога 2024». В ней приняли участие свыше 3 тыс. специалистов дорожного хозяйства. Эксперты в течение трех дней обсуждали актуальные отраслевые вопросы, участвовали в дискуссиях и принимали важные решения в рамках деловой программы.
Экспозиционная часть по традиции продемонстрировала достижения отрасли. Инновационные разработки преимущественно отечественного производства представили более 200 крупнейших дорожно-строительных компаний.
В рамках выставки впервые состоялся Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства, на котором обсуждались актуальные вопросы развития отрасли, новые технологии и подходы к улучшению состояния дорог. Участники съезда делились опытом, представляли инновационные решения и вырабатывали рекомендации по повышению безопасности и эффективности дорожного движения.
Выставка «Дорога 2024» стала платформой для обмена знаниями и идеями, что подчеркивает важность сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и научным сообществом для решения задач, стоящих перед дорожным комплексом России.
В московском Гостином дворе прошел XVIII Международный Форум и выставка «Транспорт России». Росавтодор принял активное участие как в деловой, так и экспозиционной части масштабного мероприятия.
На стенде ведомства была представлена система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), которая направлена на повышение прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств в дорожном хозяйстве.
Кроме того, была демонстрирована интерактивная карта, отображающая ключевые достижения в области дорожного строительства. Она включала в себя информацию о показателях работы отрасли и современных технологиях, применяемых при строительстве и ремонте дорог.
Значимые события происходили в сфере отраслевого образования. Так, был открыт обновленный корпус Академии дорожного хозяйства Российского университета транспорта. Данный проект стал возможен благодаря инициативе Федерального дорожного агентства и активной поддержке Минтранса России. Новый корпус площадью более 4 тыс. кв. м предлагает студентам и преподавателям 14 современных аудиторий, четыре специализированные лаборатории, актовый зал, коворкинг, спортзал и уютный буфет.
Активно продолжилась в 2024 году работа по развитию кадрового потенциала. Около 3 тысяч студентов, обучающихся по дорожным специальностям, были привлечены к работе на объектах Росавтодора, в том числе в специально организованных стройотрядах.
Это сотрудничество позволяет молодым специалистам получить практический опыт, что крайне важно для их профессионального становления. Участие в реальных проектах помогает лучше понять специфику работы в дорожном хозяйстве и освоить современные технологии, применяемые в строительстве и ремонте дорог.
Такой подход не только повышает уровень образования, но и способствует развитию самой отрасли, обеспечивая её будущее квалифицированными кадрами.