Ребенок не заговорил до 3-х лет. Стоит ли паниковать

    Донецк, 14 янв — ДАН. Многие родители начинают паниковать, если их ребенок не начинает говорить до достижения трехлетнего возраста. Почему именно такой возраст считается «нормой» и стоит ли действительно бить тревогу, aif.ru рассказал врач-педиатр Морозовской детской клинической больницы, доцент Сеченовского университета доктор медицинских наук Павел Бережанский.

    «До 3 лет диагноз „задержка речевого развития“ ребенку не выставляется. Кроме того, стоит помнить, что установленные нормы, например, о том, что после 1 года ребенок начинает произносить первые слова, после 2 лет — фразы и т. д., это средние показатели. Всё индивидуально. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, и речь у них формируется раньше, но опять же, не во всех случаях. Тем не менее есть важные симптомы, на которые нужно обратить внимание после 2,5-3 лет, чтобы вовремя обратиться к специалисту», — отметил врач.

    Бережанский выделил 10 признаков, по которым родители могут определить, есть ли у их ребенка проблемы с речью.

  • Отсутствие в разговоре цельных фраз у ребенка в 2,5 года и полноценных ответов на ваши вопросы.
  • Сложности с построением словосочетаний (до 3 слов).
  • Ребенок не может повторить за вами предложение.
  • Отсутствие реакции на громкие звуки (хлопки, музыка).
  • Ребенок не реагирует, когда вы обращаетесь к нему по имени.
  • Отдельные слова и звуки вызывают на лице ребенка подергивания.
  • Словарный запас ребенка не пополняется.
  • Ребенок не подражает звукам взрослых.
  • При произнесении слов ребенок меняет местами слоги или буквы.
  • Ребенок испытывает сложности в простых играх на моторику — сбор пазлов или матрешки.
  • Говоря о причинах задержки речевого развития, педиатр выделяет несколько групп — медицинские (поражение ЦНС), генетические (ДЦП и пр.) и физические.

    «К сожалению, иногда родители сами провоцируют задержку речевого развития. Допустим, проявляя гиперопеку (ребенку достается всё по „указанию пальца“, и говорить ничего не надо), создавая избыточный поток информации, стрессовые состояния, дефицит общения. В результате дети могут замыкаться. Также стоит помнить, что дети в двух- и трехъязычной среде очень часто начинают говорить позже, поэтому следует правильно подбирать малышам детский сад и не гнаться за современными трендами, обучая иностранному языку (а то и не одному) с 2 лет», — добавил эксперт.

    Другими причинами проблем речевого развития врач называет снижение слуха, расстройство аутистического спектра или же темповую задержку речи. В последнем случае с ребенком нужно усиленно заниматься для активации речевых центров.

    Несколько советов для развития речи ребенка

    • Читайте с ребенком вслух по очереди, с правильной интонацией и регулярно;
    • Пойте с детьми песни;
    • Играйте в дидактические игры: пазлы, кубики, картинки;
    • Консультируйтесь с логопедом.

    Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK