Завершил чтение 466 страниц книги Александра Прохорова «Русская модель управления». Первое, на что обратил внимание, - книга была написана еще в 2001 году, а в 2024 году - очередной тираж от издательства Артемия Лебедева.
Могу сразу сказать, что впечатление неоднозначное. Например, автор допускает некоторые двусмысленности:
изначально он доказывает позицию, что Россия - это Восток, а значит ей свойственен деспотизм и беззаконие (или игнорирование законов);
при этом сам же автор посвящает много времени обоснованию кластерной структуры управления, присущей русской модели, в том числе и обосновывая её ассимиляцией в русское общество татар, грузин, башкир и др. народов, присоединенных к Российской империи в процессе ее расширения.
В основе книги – идея о том, что исторически русской модели управления присущи две основные черты:
1. Мобилизация с последующим перераспределением.
2. Перераспределение, которое по-разному действует в состоянии стабильности или нестабильности.
Для движения вперед власть переводит состояние страны в нестабильное, которое позволяет игнорировать управленческие, моральные, государственные законы на всех уровнях, но при этом быстро решать поставленные сверху задачи. Такими примерами являются: строительство флота Петром I, или первые пятилетки СССР по индустриализации, или эвакуация промышленности на восток в первые месяцы Великой Отечественной Войны.
При этом, для решения задачи «на местах внизу» дается свобода действий, вплоть до устранения конкурентов через административный ресурс. Выживает тот, кто проворнее и быстрее докажет свою эффективность.
Одним из основных драйверов роста российской экономики Прохоров называет национально-государственные амбиции: Россия никогда не примет роль второсортного государства. Именно поэтому мы можем «долго запрягать» и оставаться до сих пор в четвертом технологическом укладе, когда развитые страны уже в шестом, а потом «быстро ехать», мобилизуя и перераспределяя человеческие, финансовые и природные ресурсы в отдельные отрасли экономики.
Также на наличие таких амбиций указывают слоганы большинства компаний с государственным участием: Газпром - «национальное достояние», РусГидро – ««возглавить повестку развития чистой энергетики в России», Россети – «расширяя горизонты».
При этом основной тормоз развития страны (по Прохорову) - в том, что система госуправления не готова обеспечивать свою основную функцию - предоставление равных прав и доступа к ресурсам (возвращаясь к перераспределению). Если посмотреть даже на текущие программы господдержки бизнеса, обнаружится, что основные получатели - те, кто лучше лоббируют интересы, или крупный бизнес. А малый и средний бизнес получают по остаточному принципу. Еще одним доказательством этого является высокая ключевая ставка ЦБ. Крупный бизнес, и так имевший доступ к банковскому финансированию и мерам господдержки, сможет адаптироваться к ней, а вот малый и средний бизнес при таком уровне ставки не то что не развивается, а попросту выживает.
Отсюда и низкий уровень доверия как культурный код российской экономики, по мнению известного экономиста Александра Аузана. Так как для доверия необходимо обеспечить условия безопасности и равенства.
В заключении книги речь идет о нерешаемой, по сути, проблеме - отсутствии менеджеров и предпринимателей, которые готовы подхватывать, менять и укоренять новое и прогрессивное в системе российского управления. На это накладывается и засилье навязанной западной модели управления. В итоге на верхнем уровне решения принимаются по старинке - путем бесконечных бюрократических согласований с уходом от персональной ответственности, что, во-первых, приводит к их запаздыванию и неактуальности, а во-вторых, половинчатости.
В общем, книга будет интересна тем, кто считает, что с конца 2000-х и до настоящего времени в русской модели управления ничего не изменилось. Но нужно с некоторой долей скептицизма относиться к убежденности автора, что западные модели управления однозначно эффективнее. Слишком разный культурный код, чтобы их сравнивать.
#читаемвместе #русскийкод