Иеромонах Паисий: о служении в Донбассе и Курске, безбожности «украинства» и силе молитвы

Иеромонах Паисий: о служении в Донбассе и Курске, безбожности «украинства» и силе молитвы

    Курск, 22 мар — ДАН. Вооруженные силы России продолжают уничтожать остатки украинских войск и иностранных наемников, вторгшихся в Курскую область: уже освобожден прифронтовой город Суджа, бывший ключевым плацдармом оккупантов, и можно надеяться, что вскоре весь регион будет очищен от врага. Преступления оккупантов против мирного населения, поистине нечеловеческое их поведение на Курской земле в очередной раз обращают внимание на глубокий смысл этого конфликта, сущность наших врагов — киевского режима и его наймитов.

    Жизненный путь нашего сегодняшнего собеседника связывает два региона — Донбасс, подвергавшийся украинской агрессии уже более десяти лет, и Курскую область, которая оказалась под ударом позднее. Иеромонах Паисий — клирик Знаменского кафедрального собора в Курске; уроженец Донецка, долгое время он служил на подконтрольной Киеву территории нашего региона и не понаслышке знает, какому давлению оккупанты подвергали каноническое православие и в оккупированном Донбассе, и по всей Украине.

    «Я родился в микрорайоне Текстильщик в Донецке. С детства было интересно изучение религиозных и философских вопросов. Я помню, что начал постоянно ходить в ближайшую святыню — Успенский храм, мне было где-то 15 лет. А уже к 18 годам я полностью созрел и принял решение уйти в монастырь. И с благословения отца Зосимы, знаменитого духовника нашей епархии, я пошел по этому пути».

    Иеромонах Паисий: о служении в Донбассе и Курске, безбожности «украинства» и силе молитвы

    Наш герой отправился в Калужскую область, в древний оплот православия — Оптину пустынь. Нес послушание в иконописной мастерской, а затем от знаменитых оптинских духовников — недавно почившего схиархимандрита Илия (Ноздрина) и архимандрита Антония (Гаврилова) получил рекомендацию в Курскую семинарию. По окончании учебы вернулся в родной Донецк, там принял сан и в течение года служил там как безбрачный священник.

    «Потом уже, в основном, были приходы Волновахского района: 22 года я там находился, на разных приходах, миссионерских в основном. В 2014 году произошел разрез исторический: наша епархия Донецко-Мариупольская оказалась разрезана фронтом, и наша половина попала под Украину. Было давление ужасное на церковь, нельзя было и рот открыть. Кого-то из священников забирали в СБУ, кого-то избивали, всякое было».

    Отца Паисия, как и других священников, запугиваниями пытались склонить к переходу из канонической православной церкви в «Киевский патриархат», а затем в «Православную церковь Украины», но его ответ был неизменно отрицательным. Как и другие священнослужители канонической православной церкви, он продолжал поминать в молитвах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    «Прихожане всегда говорили, что не хотят быть в украинской церкви. Они чувствовали: что-то не то. На украинском молиться? Можно молиться на всех языках, конечно, но зачем отвергать церковнославянский язык? Но дело даже и не в языке. Там, в этой новосозданной „ПЦУ“ — видно же, что главный там не Бог, там нет Его. Там есть украинство — это новая „религия“, которая там ярко представлена и всячески поощряется. Нацизм, национализм — не знаю, как точнее это назвать».

    Впрочем, свидетельствует отец Паисий, и среди священников в Донбассе находились те, кто оказывался втянут в «украинство» и начинал утверждать: молиться, мол, можно только на украинском, а в противном случае придет Русская церковь и «все порушит»! Шло это, уверен наш собеседник, и не от Бога, и не от народа — а от наведенного политическими манипуляторами морока, перед которым уязвимыми оказывались наименее образованные пастыри.

    Для большинства священников и прихожан было очевидно: разрушительную, безбожную и античеловеческую сущность имеют как раз те псевдорелигиозные процессы, которые режиссировал киевский режим — с погромами, репрессиями, захватами храмов. Когда в 2022 году российские войска освободили Волноваху и большую часть Волновахского района, местные святыни перешли в Русскую православную церковь, и верующие встретили такую перемену с энтузиазмом.

    Отец Паисий служил тогда в храме, расположенном в селе Калинино. Вспоминает, как на причастие приезжали воины-освободители.

    «Переживаешь за них, смотришь на воинов, они приехали к нам, мы им нужны были, и они нам помогали, это очень трогательно. У меня глубокое уважение к военным. Дай Бог, война победой закончится».

    Иеромонах Паисий: о служении в Донбассе и Курске, безбожности «украинства» и силе молитвыИеромонах Паисий: о служении в Донбассе и Курске, безбожности «украинства» и силе молитвы

    В Курскую область, памятную нашему герою по временам учебы в семинарии, он перебрался в 2024 году, незадолго до вторжения в регион украинских войск. Двигал отцом Паисием монашеский интерес: здесь он намеревается обрести новое место служения вдали от городской суеты и ближе к природе. Пока же по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа служит в кафедральном соборе, чтобы получить дополнительную богослужебную практику.

    На глазах иеромонаха здесь повторилось то же горе, которое испытал в 2014 году его родной Донбасс: и на эту землю войска безбожного киевского режима принесли войну.

    «Иногда в мирной жизни мы расслабляемся и не ценим что-то, унываем по каким-то пустякам. А вот когда ты становишься ближе к опасным для жизни ситуациям или просто вот на острие, как говорят, то тогда и жизнь чувствуется фактурнее. Ты начинаешь замечать людей, лица, начинаешь чувствовать жизнь. Даже молитва какая-то другая, посерьезнее становится. Мы люди, мы иногда расслабляемся вследствие нашего грехопадения или нелепости какой-то. Но когда Господь, как говорил Иоанн Кронштадтский, „будит“ войнами, стихиями и болезнями, тогда внутренний наш человек начинает воскресать и отрезвляться. Все наносное —какие-то переживания глупые, обиды — все это улетает».

    Сейчас вместе со всей нашей церковью, со всеми мирянами отец Паисий молится за победу нашего воинства и грядущее наступление мира. Он отчетливо понимает: сейчас идет война за само существование России и православной веры — и как в многострадальном Донбассе, так и здесь, в Курской области.

    «Есть один общий фронт, наши бойцы его держат, это настоящие герои, возможно, не все считают себя такими, но они делают героические вещи. И священники здесь хорошие, как и в Донбассе».

    Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK